В начале работы над «Собором Парижской Богоматери» Виктора Гюго постоянно что-то отвлекало. То увлечение театром, то беспорядки в Париже, которые вынудили писателя заниматься не творчеством, а переездом. Сроки тем временем поджимали — договор с издателем предполагал выплату неустойки в тысячу франков за каждую просроченную неделю.
Чтобы избежать соблазна светской жизни и прочих развлечений, Гюго купил огромную бутылку чернил и фуфайку из серой шерсти, остальную одежду запер на замок и следующие несколько месяцев покидал кабинет только чтобы поесть и поспать. Подобные радикальные решения, как показывает опыт французского классика, конечно, эффективны, но рискованны: до творческого выгорания рукой подать.
Как же сохранять высокий уровень работоспособности, не допуская при этом выгорания? Предлагаю менее кардинальные, но не менее результативные идеи других великих творцов.
Ходите пешком
Чарльз Диккенс известен не только своими замечательными романами, но и любовью к прогулкам. Какой бы ни была погода за окном, каждый день после обеда писатель покидал свой кабинет и следующие несколько часов бесцельно бродил по Лондону и его окрестностям. На ходу он размышлял над образами и сюжетами будущих книг. По возвращении домой, как вспоминал его шурин, «выглядел, словно воплощение энергии, как будто из каких-то неведомых источников прихлынули и наполнили его тело свежие силы».
Искать вдохновение в долгих прогулках любил и Лев Толстой — известно, что он спокойно проходил пешком расстояние от Ясной Поляны до Тулы, а порой и до Москвы (почти 200 км). И первое такое путешествие совершил в 58 лет. Повторить этот трюк могут только профессионалы, а вот миссия «побольше гулять пешком» вполне выполнима, даже при очень загруженном графике.
Получасовая прогулка в середине дня будет полезнее для вашей продуктивности (особенно если работа связана с креативом), чем любой другой вид отдыха. Главный секрет в том, чтобы дать мозгу передышку, включить «пассивный режим работы», во время которого и случаются творческие озарения, а значит, никаких подкастов и музыки в период прогулки. Гуляйте в тишине и желательно на природе — как показывают исследования, городские пейзажи не так благотворны для когнитивных функций мозга, как природные.
Соблюдайте расписание
Оскар Уайльд говорил, что «нельзя создать нечто художественное, если у тебя нет творческого настроения». Однако он в этом вопросе был скорее исключением, чем правилом. Большинство писателей — от Джеймса Джойса до Стивена Кинга — верные поклонники строгой дисциплины. Именно расписание (продуманное и учитывающее личностные особенности) позволяет добиться максимума продуктивности, хотя на первый взгляд кажется, что творчество и дисциплина — понятия несовместимые.
Одно из объяснений заключается в том, что, соблюдая установленный распорядок, человек не тратит умственный ресурс на принятие решений. Нам постоянно приходится принимать множество мелких решений от «что сегодня надеть?» до «что приготовить на ужин?». Чем больше микро-вопросов в течение дня мы себе задаём, тем меньше уровень самоконтроля и осознанности.
Исключить большую часть из них, чтобы освободить когнитивный ресурс для более важной и творческой работы, и помогает чёткое расписание. Творчество питается рутиной, в ней оно находит силы, она же помогает избежать накопленной усталости.
Приоритет на качество, а не количество
В современную эпоху переизбытка информации сокращение потребляемого контента — не какая-то уникальная практика, доступная только посвящённым, а базовый навык ментальной гигиены. Когда речь касается продуктивной творческой работы, о приоритете качества над количеством тоже не следует забывать. Лучший пример здесь — Гертруда Стайн.
С началом Второй мировой она вместе со своей спутницей мисс Токлас перебралась из Парижа в графство Эн, где нашла главный источник своего вдохновения: холмы и коров. По утрам они выезжали из дома, останавливались где-то в глухомани, там мисс Стайн доставала свой складной стул с доской для письма, а мисс Токлас пригоняла в поле зрения подруги какую-нибудь местную корову. Если коровы не было — ехали дальше.
Как правило, мисс Стайн целый день только и делала, что сидела с карандашом в руках, созерцая пейзаж. Иногда, правда, на неё могло нахлынуть вдохновение, и она, достав бумагу, быстро-быстро писала что-то минут 15. Потом собирала вещи и ехала домой. Следовать примеру писательницы в XXI веке не так-то просто, но главное здесь — уловить сущность опыта. «Если писать по полчаса в день, то с годами накопится изрядное количество» — читаем мы в её автобиографии. — «К тому же приходится ждать каждый день, ждать целыми днями, чтобы поработать эти полчаса». Иногда полчаса продуктивной работы стоят целого дня ничегонеделания.
Фото: @matildadjerf
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО