НОВЫЙ ГОД
Бесплатная доставка от 15 000 руб 

Писатели о любви к литературе: 3 книги

Писатель рождается из читателя, в этом признавались многие прославленные мастера пера. Кто-то в споре, как Пруст и Стендаль, кто-то, как, например, Керуак — под впечатлением от другого писателя и в попытках создать не менее грандиозный роман, для других, для других же чтение стало основой их творчества. Регулярно мы видим списки любимых романов от знаменитых писателей, то Роулинг признается в любви к Джейн Остин и Доди Смит, то Стивен Кинг делится, что сам хотел бы быть автором «Повелителя мух». Генри Миллер говорил: «Из-за чтения мы несём в себе множество сущностей, голосов, и самое главное не потерять свой собственный голос», в этом в сущности и состоит особый дар писателя, пропустить через себя, осмыслить и обрести этот самый, свой голос. Рассуждать об этих сложных взаимоотношениях можно бесконечно, но интереснее прочитать первоисточник. Ниже я представлю 3 книжки: 2 знаменитых и одного пока ещё не очень заядлых читателя.

Генри Миллер начал свою карьеру писателя в уже зрелом возрасте. Однако его книгам это даже пошло на пользу, ведь не переживая бы столько влюбленностей, страстей, путешествий, увлечений и крайней бедности в Париже, — он не создал бы произведения, которые заняли совершенно особую нишу в американской и европейской прозе.

 

В «Книгах в моей жизни» Генри Миллер отводит чтению роль бессменного спутника его долгой и насыщенной жизни. Автор не просто перечисляет произведения, оставившие отпечаток в его творчестве и мировоззрении, но и задается вопросами о самом процессе чтения, порой, самыми неожиданными: «зачем мы читаем? сколько книг нужно человеку, а сколько уже слишком много? стоит ли перечитывать полюбившиеся в детстве истории? как отличить хорошую литературу от плохой? а может в плохой тоже есть польза?» И все это с фирменной иронией и чувством юмора. Даже если Генри Миллер не относится к числу ваших фаворитов, читать стоит, чтобы пополнить список книг. Такая вот ирония.

«Магию книги» можно условно разделить на две части. В первой Гессе воспевает само чтение, обозначая его никак иначе как магический процесс, исследует его и самих читателей. Читатели в его понимании условно делятся на три типа, но это тоже очень условно, так как любой, кто берет книгу в руки, в процессе чтения может примерить на себя каждый из этих типов.

 

Во второй части книги он углубляется уже в свои взаимоотношения с конкретными писателями: Гёте, Новалис, Ортега-и-Гассет, Толстой, Достоевский. И тут случается настоящая магия, перед нами раскрывается Гессе-читатель, который даёт нам возможность заглянуть в его голову и увидеть знакомых авторов его глазами. Хочется сразу взять и перечитать то, что уже прочитано, и пополнить свой список «must read».

Алексей Поляринов — совсем молодой российский писатель, автор романа «Центр тяжести», а также переводчик — за его плечами «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса, что отнюдь не шутка. В своей книге-эссе Алексей обращает внимание на писателей, которые у всех на слуху и которые в то или иное время повлияли на его вкус в литературе: Барнс, Исигуро, Янагихара, Макьюэн, а также авторы комиксов, режиссеры и сценаристы. Его лёгкий, живой слог, многочисленные шутки и отсылки, смешение высокого и массового, делают книгу похожей на разговор за литературу с другом на кухне. Отдельного внимания стоит эпилог, в котором Поляринов рассказывает историю становления себя как запойного читателя. Немножко абсурдно и безумно весело, а ещё воодушевляюще, ведь Алексей говорит каждому читателю не бояться — будь то Пруст или Джойс и даже если вы два года протаскаете его с собой в сумке, в один день он поддастся.

Фото: @warmhealer

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ