Главное правило успешного автора: много читать и много писать.
Стивен Кинг
Писатель рождается из читателя, в этом признавались многие прославленные мастера пера. Кто-то в споре, как Пруст и Стендаль, кто-то, как, например, Керуак — под впечатлением от другого писателя и в попытках создать не менее грандиозный роман, для других, для других же чтение стало основой их творчества. Регулярно мы видим списки любимых романов от знаменитых писателей, то Роулинг признается в любви к Джейн Остин и Доди Смит, то Стивен Кинг делится, что сам хотел бы быть автором «Повелителя мух». Генри Миллер говорил: «Из-за чтения мы несём в себе множество сущностей, голосов, и самое главное не потерять свой собственный голос», в этом в сущности и состоит особый дар писателя, пропустить через себя, осмыслить и обрести этот самый, свой голос. Рассуждать об этих сложных взаимоотношениях можно бесконечно, но интереснее прочитать первоисточник. Ниже я представлю 3 книжки: 2 знаменитых и одного пока ещё не очень заядлых читателя.
Генри Миллер начал свою карьеру писателя в уже зрелом возрасте. Однако его книгам это даже пошло на пользу, ведь не переживая бы столько влюбленностей, страстей, путешествий, увлечений и крайней бедности в Париже, — он не создал бы произведения, которые заняли совершенно особую нишу в американской и европейской прозе.
В «Книгах в моей жизни» Генри Миллер отводит чтению роль бессменного спутника его долгой и насыщенной жизни. Автор не просто перечисляет произведения, оставившие отпечаток в его творчестве и мировоззрении, но и задается вопросами о самом процессе чтения, порой, самыми неожиданными: «зачем мы читаем? сколько книг нужно человеку, а сколько уже слишком много? стоит ли перечитывать полюбившиеся в детстве истории? как отличить хорошую литературу от плохой? а может в плохой тоже есть польза?» И все это с фирменной иронией и чувством юмора. Даже если Генри Миллер не относится к числу ваших фаворитов, читать стоит, чтобы пополнить список книг. Такая вот ирония.
Читать книгу для хорошего читателя это значит постигать существо другого человека, его образ мыслей, это желание понять другого человека и, может быть, сделать его своим другом.
Герман Гессе
«Магию книги» можно условно разделить на две части. В первой Гессе воспевает само чтение, обозначая его никак иначе как магический процесс, исследует его и самих читателей. Читатели в его понимании условно делятся на три типа, но это тоже очень условно, так как любой, кто берет книгу в руки, в процессе чтения может примерить на себя каждый из этих типов.
Во второй части книги он углубляется уже в свои взаимоотношения с конкретными писателями: Гёте, Новалис, Ортега-и-Гассет, Толстой, Достоевский. И тут случается настоящая магия, перед нами раскрывается Гессе-читатель, который даёт нам возможность заглянуть в его голову и увидеть знакомых авторов его глазами. Хочется сразу взять и перечитать то, что уже прочитано, и пополнить свой список «must read».
Алексей Поляринов — совсем молодой российский писатель, автор романа «Центр тяжести», а также переводчик — за его плечами «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса, что отнюдь не шутка. В своей книге-эссе Алексей обращает внимание на писателей, которые у всех на слуху и которые в то или иное время повлияли на его вкус в литературе: Барнс, Исигуро, Янагихара, Макьюэн, а также авторы комиксов, режиссеры и сценаристы. Его лёгкий, живой слог, многочисленные шутки и отсылки, смешение высокого и массового, делают книгу похожей на разговор за литературу с другом на кухне. Отдельного внимания стоит эпилог, в котором Поляринов рассказывает историю становления себя как запойного читателя. Немножко абсурдно и безумно весело, а ещё воодушевляюще, ведь Алексей говорит каждому читателю не бояться — будь то Пруст или Джойс и даже если вы два года протаскаете его с собой в сумке, в один день он поддастся.
Что ещё почитать на тему:
Умберто Эко «О литературе», «Шесть прогулок в литературных лесах»
Марсель Пруст «Заметки об искусстве и литературе»
Джордж Оруэлл «Хорошие плохие книги»
Фото: @warmhealer
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ