НОВЫЙ ГОД
Бесплатная доставка от 15 000 руб 

Венецианская биеннале 2022: 7 женщин в современном искусстве

Автор: Юлия Лашкевич

В 2022 году куратором основного проекта La Biennale di Venezia стала Чечилия Алемани. Она обозначила тему выставки — Il latte dei sogni — «Молоко сновидений». Это название детской книги Леоноры Каррингтон о разнообразных сказочных зверях и чудовищах. Действительно, в работах, представленных на выставке, человеческое переплетается с монструозным, и грань между двумя началами практически неуловима.
 

Биеннале этого года определенно носит женский характер, так как на выставке преимущественно представлены творения женщин. Основная тема выставки — человеческое тело, его изменения и мутации. А в частности — много женского тела, отсылок к рукоделию и ремесленным работам.

 

Познакомимся с некоторыми художницами, представленными на Венецианской биеннале, поближе!

Симона Ли / Simone Leigh

 

Американская художница и скульптор, победительница Венецианского биеннале 2022. Ее творчество повествует об историях чернокожих женщин.

 

В 2018 году Симона Ли получила арт-премию Hugo Boss Prize и открыла персональную выставку в музее Гуггенхайма под названием Loophole of Retreat — там и появились бронзовые женские фигуры в соломенных юбках. На создание художницу вдохновили мемуары бывшей рабыни Гарриет Джейкобс. 

«Loophole of Retreat» принесла Симоне Ли широкую известность. Затем этот образ использовался на обложке Garage, на которой появилась Зендея, главная героиня «Эйфории», — в соломенной юбке более трех метров высотой.

На биеннале представлена большая женская скульптура из бронзы «Кирпичный дом». Изначально она была выставлена на улице в Манхеттене и довольно сильно выделялась среди городского пейзажа.

Розмари Трокель / Rosemarie Trockel

 

Розмари родилась в 1952 году в Германии. Рисунок занимает значимое место в ее творчестве, однако Трокель больше известна «картинами», связанными из шерсти. С помощью этих работ она переосмысляет художественный потенциал вязания. Интерес к этой проблеме зародился в Школе прикладного искусства в Кёльне, где она училась в 1970-х. Шерсть считается материалом «женского» рукоделия. А вязание — скорее ремесло, ремесленное творчество. Так, Трокель ставит вопрос различия между декоративным творчеством и произведением искусства.

Яна Эйлер / Jana Euler

 

Яна Эйлер родилась в 1982-м в Германии, сейчас она живет и работает во Франкфурте и Брюсселе. Ее творения, включенные в «Молоко снов», демонстрируют измененные человеческие тела.

 

Работы Эйлер характерны гротескными, чудовищными, эротизированными и часто отталкивающими изображениями фигур. Фигуры на таких картинах, как «Человеческий размер» или запутанные обнаженные тела на ее выставке 2020 года «Неформа», искажаются, чтобы вместиться в прямоугольную раму.

Андра Урсуца / Andra Ursuta

 

Андра родилась в 1979 году в Румынии. Ее скульптуры представляют собой гибридных существ, при создании которых она часто использует слепки собственного тела. Урсуца также совмещает слепки с различными предметами, сочетая традиционное литье с 3D-сканированием и печатью.

 

Работы Андры вдохновлены фильмами об инопланетянах: неземное телосложение, изображенное в «Безличном росте», а в скульптурах Phantom Mass и Terminal Figure тело все больше сковано в своей позе. А такие элементы, как корсеты шипами и пряжки, постепенно превращаются в технические части постоянно меняющегося тела киборга.

Кудзанай-Виолет Хвами / Kudzanai-Violet Hwami

 

Родом из Зимбабве, живет и работает в Великобритании. Хвами создает коллажи, используя семейные фотографии, архивные изображения из интернета и винтажные фотографии, и редактирует композицию в цифровом виде. Она освобождает фигуру от часто предписываемых значений и создает новое значение.

В ряде произведений прослеживается то, как мы получаем информацию и общаемся с другими людьми онлайн — похоже на несколько экранов интерфейса зума. То, как интернет формирует наше восприятие данных сегодня.

 

В центре структуры работ часто находится обнаженное тело. Это приводит в движение дискуссию о том, как оно представляется, воспринимается и оценивается.

Мриналини Мукерджи / Mrinalini Mukherjee

 

Мриналини Мукерджи родилась в семье художников в Бомбее. На протяжении большей части своей карьеры она много работала с волокном, затем с бронзой и керамикой. У Мукерджи абстракция и фигура сочетаются с влиянием природы, с традициями древнеиндийской скульптуры, с современным дизайном, с местными ремеслами и текстильными обычаями.

В своих самых ранних работах из натуральной веревки, сделанной в начале 1970-х, Мриналини экспериментировала с древней арабской техникой ручного плетения макраме, создавая все более смелые и большие мягкие скульптуры.

 

Якши — одна из знаковых, абстрактных работ Мукерджи. Для создания этой скульптуры она использовала плетеные веревки из конопли. Веревки закреплены на металлической конструкции, чтобы создать форму, напоминающую женское тело. Идея четко отражена в названии: Якши — женское лесное божество в индуизме, буддизме и джайне. Символ плодородия, Якши традиционно изображается с объемными бедрами, узкой талией, широкими плечами и преувеличенной грудью. Эти характерные признаки заметны в работе Мукерджи, хотя форма в целом остается абстрактной.

Прешес Окойомон / Precious Okoyomon

 

Британская художница и скульптор, родилась в 1993 году. Она создает скульптурные топографии из природных материалов: камней, воды, цветов.

Для Окойомон природа несет исторические следы колонизации и порабощения. В своих работах она использует кудзу — лоза, произрастающая в Азии. Впервые ее завезли в США в 19 веке для укрепления эрозии местной почвы (которая была истощена из-за чрезмерного выращивания хлопка).

 

В работе «Увидеть землю перед концом света» скульптуры расположены на фоне дикой растительности; здесь, помимо кудзу, появляется сахарный тростник. Это растение само по себе символ экономических и исторических обстоятельств трансатлантической работорговли.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО