Длинные белоснежные волосы, собранные в хвост, темные солнцезащитные очки, перчатки-митенки, высокие воротнички рубашек, зауженные костюмы Эди Слимана, неоднозначные высказывания и нечеловеческая трудоспособность — таким останется в нашей памяти «император модной индустрии», Карл Лагерфельд, новость о чьей смерти сокрушила мир моды 19 февраля. О том, кем был бессменный креативный директор Fendi и Chanel, кто теперь займет его место у руля и как прошли последние показы коллекций культовых домов моды, созданные именитым кутюрье, расскажет Екатерина Босак.
«Мальчик на побегушках у Шанель»
Будущий культовый дизайнер родился в семье гамбургского бизнесмена, от которого позднее унаследовал не только финансовое благополучие, но и страсть к изучению языков. Карл говорил на английском, немецком, французском и итальянском, при этом неоднократно сетуя на то, что у него, «родившегося с карандашом в руке», никогда не было учителей рисования, только преподаватели языков. Юный Лагерфельд страшно увлекался историей костюма и мечтал стать иллюстратором. Он проводил целые дни за книгами, посвященными истории моды, пытаясь делать зарисовки.
Первым важным шагом в карьере стала победа его эскиза пальто в конкурсе International Woolmark Prize, после чего Пьер Бальмен пригласил немецкого парня на практику в свой модный дом. Она продлилась три года. Позже Лагерфельд часто вспоминал о том, какая унизительная атмосфера царила тогда в модных домах. Следующей ступенькой по карьерной лестнице стала должность арт-директора линий haute couture в доме Jean Patou. Первая коллекция, которую создал дизайнер, потерпела поражение — пресса освистала наряды за излишнюю, для того времени, откровенность. Последующие девять коллекций удались дизайнеру с большим, хоть и таким же переменным, успехом. Вскоре Карлу наскучило, и он отправился в Рим, чтобы изучать историю искусств. Спустя несколько лет дизайнер начал творить для Chloé, а когда ему было чуть больше 30 лет, получил предложение о сотрудничестве от сестер Фенди. Совместными силами они значительно преобразили семейный модный дом, а шуба, которая раньше была лишь скучным подтверждением буржуазного статуса, стала полем для воплощения дизайнерских идей.
Габриэль Шанель умерла в 1971 году, занимаясь новой коллекцией до самой смерти, после которой модный дом стал блекнуть и терять былую популярность на глазах. Вплоть до 1983 года, когда в качестве главного дизайнера туда был приглашен Карл. Сосредоточившись на ДНК бренда — крупный жемчуг, золото, сумка 2.55, твид, двухцветные балетки, маленькое черное платье, бежевый и розовый цвета, «кайзеру» удалось с триумфом возродить бренд, поставив под сомнение лидерство Yves Saint Laurent. Лагерфельд сохранил стиль великой Габриэль, добавив сексуальности, дерзости, необычных деталей и новый крой к классическим моделям. Сумки, туфли и наряды, созданные по эскизам дизайнера, модели демонстрировали в потрясающих декорациях, которые создавались на показах бренда под четким руководством Карла. Карусели, гигантский твидовый жакет в центре подиума, дефиле по Зальцбургскому замку, сценография в виде сгоревшего театра, казино и супермаркета — эффектно оформленные шоу Chanel из сезона в сезон становились самыми ожидаемыми показами недель моды.
Спустя год после начала сотрудничества с Chanel, Карл Лагерфельд решился на создание бренда, носившего его собственное имя. Однако человеку, отличавшемуся такой трудоспособностью, было недостаточно должности креативного директора в нескольких крупнейших брендах. Он постоянно участвовал в сторонних проектах, разрабатывал дизайны зданий и отелей, будучи страстным книголюбом, выпускал книги в собственном издательстве, был талантливым фотографом — снимал кампании не только для «своих» Chanel и Fendi, но и часто выступал в качестве приглашенного фотографа в журналах.
В начале января 2019 года кутюрье, впервые за всю историю своей работы для французского модного дома, не вышел на финале показа, оставшись за кулисами в инвалидном кресле по причине вывихнутой лодыжки. Вместо Лагерфельда гостей поприветствовала «правая» и «левая», как он сам её называл, рука модельера, Виржини Виар. 18 февраля гений современной моды был срочно госпитализирован, а на следующий день, утром 19 февраля 2019 года, в возрасте 85 лет скончался от рака поджелудочной железы.
Приемники Карла Лагерфельда
Спустя несколько часов после новости о смерти легендарного дизайнера, Chanel объявили о том, что новым креативным директором модного дома стала, уже упомянутая выше, Виржини Виар. Она работала с Карлом на протяжении тридцати лет и была одним из главных звеньев в производстве коллекций. Виржини подбирала ткани, отвечала за коммуникацию с портными и поставщиками, проводила примерки, но никогда не рисовала эскизы — за это всегда отвечал Карл. При этом Виар и Лагерфельд были очень близкими друзьями. Последовательница «короля моды» была единственной в ателье, кто мог обращаться к дизайнеру на «ты» и единственной из коллег, кто присутствовал на похоронах возлюбленного Карла, о чем тот сам её попросил. Также стало известно, что руководить Chanel Виар будет в тандеме с Эриком Пфундером, который будет отвечать за всё, что связано с маркетингом, рекламой, организацией мероприятий и созданием цифрового контента.
Историческое шоу в альпийской деревушке
Последний день недели моды в Париже начался с самого ожидаемого показа сезона — осенне-зимней коллекции Chanel, полностью разработанной Лагерфельдом. На этот раз парижский Гран-Пале преобразился до неузнаваемости, представ перед зрителями в виде живописной альпийской деревушки. Показ начался с минуты молчания в честь великого дизайнера, после чего по залу разнесся его голос. В записи Карл рассказывал о том, как принял предложение встать во главе Chanel и что пришлось предпринять, чобы возродить, находившийся в глубоком упадке, модный дом.
На подиуме, усыпанном хлопьями искусственного снега, начали появиляться модели. Твидовые костюмы, тирольские шляпы и пальто в пол. Особенно приковывала взгляд Кара Делевинь, муза Лагерфельда, энергично вышагивающая в твидовом костюме с широкими брюками в «утиную лапку». Вторая часть коллекции представляла собой вязаные свитера, кардиганы и платья в сочетании с яркими пуховиками и меховыми сумками. Завершили показ модели, представляющие тотал-белые образы. Среди них можно было заметить и Пенелопу Круз, которая в течение нескольких лет была близкой приятельницей Карла. Актриса появилась на подиуме с черным бантом в волосах и белоснежной розой в руках, отдавая тем самым дань уважения ушедшему из жизни другу. Финальный выход сопровождался знаменитым треком Дэвида Боуи «Heroes», который так же играл в конце недавнего шоу Fendi — первого после смерти Лагерфельда. Модели не сдерживали слез, гости аплодировали стоя, держа в руках подаренные перед шоу рисунки, сделанные самим Карлом. На открытках дизайнер изобразил себя рядом с Коко Шанель. Подпись сверху гласила: «The beat goes on…».
Разговоры о кутюрье не утихнут ещё долго — кто-то будет восхвалять его за внушительный вклад в моду и искусство, кто-то — корить за острые высказывания, но одно остаётся фактом — Лагерфельд был великим. Именно он поднял с колен Chanel и сделал модный дом таким, каким мы знаем и любим его сегодня, создавал по 8 коллекций в год и стал прекрасным последователем Коко Шанель. Спустя такой маленький срок после печальной новости о смерти дизайнера сложно строить прогнозы на то, что произойдет с построенной им империей твидовых жакетов. Остаётся лишь надеяться, что приемники Карла смогут достойно продолжить его дело и ждать показа новых, быть может совершенно отличных от предыдущих, коллекций.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО