Женщины — удивительные создания, мы совмещаем в себе нерушимую стойкость и бескрайнюю нежность. В нас есть сила воспрянуть из пепла и бороться до тех пор, пока мы не будем услышаны, не теряя при этом человеколюбие. Женщины больше всех стремятся к миру и защищают свои идеалы. Когда кажется, что надежда иссякла и сил нет, нужно прислушаться к своему внутреннему голосу, который говорит, что нет ничего невозможного для «слабого» пола. Каждая женщина таит в себе бесконечный ресурс, которого хватит на себя, работу, семью и весь мир.
Мы так редко встречаем подлинные рассказы о женщинах, которые боролись за свои права, за мир и любовь, потому что история была написана мужчинами о мужчинах и для мужчин. В Международный женский день мы решили пересмотреть фотографии суфражисток, первых феминисток, ученых, политических деятелей и просто женщин со всего мира, которые не боялись отстаивать свое стремление к безмятежному будущему.
Эмили Дэвисон, бунтарка начала ХХ века, училась в Королевском колледже Холлоуэй и в Оксфордском университете, хотя в то время женщинам не разрешалось получать ученые степени. В 1906 году она вступила в Женский общественно-политический союз (WSPU), основанный Эммелин Панкхерст. Три года спустя она бросила работу учительницы и пошла работать полный рабочий день в движение суфражисток. Ее часто арестовывали за различные действия, начиная от нарушения общественного порядка и заканчивая поджогом почтовых ящиков, и она провела несколько коротких периодов в тюрьме.
В дело женского равноправия она верила с религиозным экстазом и готова была пожертвовать ради него чем угодно, даже собственной жизнью. Так, 4 июня 1913 года на светских скачках известная активистка выбежала под копыта королевского коня, пытаясь привязать флаг суфражистского движения с лозунгом «Право голоса — женщинам!». И хотя до сих пор не ясно — было ли это очередным перформансом или роковой случайностью, ее гибель стала символом пусть не женской правоты, но женской готовности.
Суфражистки: Frances Balfour, Millicent Fawcett, Ethel Snowden, Emily Davies and Sophie Bryant. c. 1910
Александра Коллонтай — представительница суфражизма из Петербурга — стала первой женщиной-министром в истории и второй в истории женщиной-послом. С юности она блистала в великосветском обществе, и несмотря на это — отчаянно боролась с буржуазией. Будучи элегантной и яркой женщиной, которая предпочитала мужчин помоложе, Коллонтай прослыла идеологом сексуальной революции. Ее непоколебимое чувство внутренней свободы позволяло ей вступать в споры с Лениным, который всегда с уважением прислушивался к ее советам.
После Октябрьской революции, в конце 1917 года, Александра узаконила постановления об охране материнства и младенчества. Она внесла свой вклад в проекты о расторжении браков и о гражданском браке, так как сама была свободолюбивой натурой. Ей было важно, чтобы другие женщины чувствовали себя под крылом закона и им не приходилось страдать в несчастливом союзе всю жизнь. Также она выступила двигателем легитимации законов об отпуске по беременности и родам и создала систему яслей и детских садов. В качестве дипломата она принимала участие в переговорах со Швецией — Коллонтай удалось убедить нейтральных шведов не поддерживать Германию в войне, а еще победить на переговорах по выводу из войны Финляндии, воевавшей вместе с немцами. Искрометный ум Александры не оставлял шансов — серьезные мужчины в узких костюмах были вынуждены признать свое поражение в полемике с этой образованной дамой.
Писательский талант, блестящий ум, уверенность в собственном мнении, чувство солидарности и желание изменить жизнь других женщин своего времени высекли имя Вирджинии Вулф в истории как пионера феминизма XX века. Женщины викторианской эпохи были буквально связаны нормами и догмами, не имели возможности учиться или быть финансово независимыми от мужчины.
Запирайте свои библиотеки, если угодно, но на свободу моей мысли никаких запоров, никаких запретов, никаких замков вам не наложить.
Независимость — ключевое слово, наиболее значимая цель, которую стремилась выразить Вулф в своей писательской и журналистской деятельности. Эссе «Своя комната» освещает ряд вопросов, связанных с женской эмансипацией, позиции женщины в обществе. В этой революционной работе Вулф рассматривает взаимосвязь между вытеснением женщин из учебных заведений и библиотек и неравным финансовым положением полов. Простая метафора «собственной комнаты», доступа к которой у современниц писательницы не было, иллюстрирует, как столетия предрассудков, финансового и образовательного неравенства препятствовали творчеству и независимости женщин.
Таким образом, перед нами предстает невероятно сложное создание. Теоретически, она наделена безграничной властью, на деле — не имеет никакого значения. Ею наполнена поэзия, но для истории ее не существует. В книгах она властвует над королями и завоевателями, в реальности же она рабыня любого, кто по воле родителей окольцевал ее. Самые вдохновенные строки, самые глубокие мысли слетают с ее уст — в литературе, а в жизни она почти не умеет читать и писать и принадлежит своему мужу.
Чтобы осознанно читать Вирджинию Вулф, нужно понимать, в какой степени личный опыт писательницы сформировал ее видение мира. Так, патриархальные отношения в семье и обретение финансовой независимости в раннем возрасте сформировали ее представления о правах и возможностях женщины, а чувствительность к войне, которая имеет ключевой мотив в ряде ее произведений, глубоко коренится в ее собственных столкновениях со смертью.
Кэтлин Лонсдейл — ученая и борец за международное научное сотрудничество, ядерное разоружение, тюремную реформу и мир. Лонсдейл работала на физическом факультете университета Лидса в конце 1928 года, где сделала ряд убедительных доказательств, которые ознаменовали новую веху в органической химии.
Я верю в добро. Не просто как в гипотезу, а как в абсолютно фундаментальное правило для всего моего образа жизни. Ученый должен интересоваться национальными и международными событиями не как политик, а для того, чтобы убедиться в том, что факты известны должным образом, и стараться обеспечить, чтобы наука использовалась во благо.
Помимо революционных открытий в науке, Лонсдейл была предана делу международного мира и глубоко интересовалась этикой и ролью науки в обществе. Она была президентом британской секции Международной женской лиги за мир и свободу и принимала активное участие в дискуссиях, связанных с применением и опасностями ядерной физики. В дополнение к ее многочисленным научным статьям и публикациям, она написала множество лекций и статей по темам, связанным с миром, тюрьмами и религией, в том числе книгу «Возможен ли мир?» (1957).
Бетти Уильямс и Мейрид Корриган были неразлучны с тех пор, как 10 августа 1976 года член Временной Ирландской республиканской армии был застрелен в Белфасте британской армией за рулем своего автомобиля. Машина, потеряв управление, наехала на троих детей Магуайров (Джоан – 9 лет, Джон – 2 года и Эндрю – 6 недель) и серьезно ранила их мать.
Бетти Уильямс, домохозяйка и секретарша, становится свидетельницей трагедии и решает действовать вместе с тетей детей — Мейрид Корриган. Вместе они выступают против ненужного применения насилия в конфликте между протестантами и католиками в Северной Ирландии и создают организацию Peace People.
С помощью этого движения за мир у нас есть простое послание для всего мира.
Мы хотим жить, любить и строить справедливое и мирное общество.
Мы хотим для наших детей, так же как и для самих себя, чтобы наша жизнь дома, на работе и в играх была наполнена радостью и покоем.
Мы признаем, что построение такой жизни требует от всех нас целеустремленности, упорного труда и мужества.
Мы признаем, что в нашем обществе существует множество проблем, которые приводят к конфликтам и насилию.
Мы признаем, что каждая выпущенная пуля и каждая взорванная бомба усложняют эту работу.
Мы отвергаем применение бомб и пуль и все методы насилия.
Мы обязуемся изо дня в день сотрудничать с нашими соседями, ближними и дальними, чтобы построить то мирное общество, в котором трагедии, которые мы знаем, являются дурной памятью и постоянным предупреждением.
Peace People Statement, 1976
Частичка этих смелых, решительных женщин, главная цель которых — обретение мира, есть в каждой из нас. Пока мы не даем ей погаснуть — у человечества есть шанс.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО