Я не думала, что книга, схваченная мной наспех в магазине, поможет взглянуть на привычные вещи под другим углом, вдохновить поменять некоторые аспекты жизни и просто подарит уютную атмосферу при её прочтении.
«О чем я говорю, когда говорю о беге» — автобиография Харуки Мураками, предстающая перед читателем в виде дневника бегуна-марафонца. Сам автор детально описывает не только ежедневные пробежки и марафоны, но и уделяет значительное внимание тому, насколько связаны победы и поражения в беге и профессиональной деятельности с победами над собой.
Знакомясь с произведением, я выделила 4 тезиса, которые побудят, во-первых, познакомиться с книгой поближе, и, во-вторых, пересмотреть взгляды на привычные вещи.
Бесконечное соревнование
Нас с детства сравнивают с другими людьми. Чаще всего родители, делая это из лучших побуждений. «Правильная злость» никому не помешает, не так ли?
Сначала родители, потом знакомые, а затем и мы начинаем делать это сами. Мы не замечаем, как слепое сравнение своего и чужого успеха вредит нашей здравой оценке собственных способностей, развивает в нас комплекс неполноценности и загоняет в ловушку собственных ожиданий.
Движение к своим личным целям является понимание своего темпа. Темпа, в котором комфортно.
Я понял, что если меня что-то интересует, то я должен это изучать, ориентируясь только на себя самого, — в своем темпе и своими методами. Такой способ обучения оказался наиболее эффективным. Взять, к примеру, перевод — я овладел тонкостями этого искусства самостоятельно, не жалея, как говорится, ни времени, ни средств, шаг за шагом, методом проб и ошибок. Я потратил много лет и сил, но оно того стоило.
Мы набегу бросаем фразу: «Все люди разные». Но если задуматься над частью «разные люди», то сравнение с другими уже не кажется таким верным и нужным. Люди разные, начиная с семей, в которых они рождаются и воспитываются, разные в восприятии информации и ее применении. Разные в своих удачах — возможностях проявить себя, и неудачах — возможностях упустить важные вещи.
Не могу сказать на сто процентов, что социальные сети причина всех бед, но да, они определенно занимают лидирующую позицию в вопросе тревожности или нервозности к своим жизненным успехам.
Мы редко задумываемся над достижениями, которые наблюдаем в своей ленте, и каким образом это все досталось человеку. Вероятно, он прямо сейчас переживает тяжелый жизненный этап, и вся мишура его не радует.
Напрашивается вопрос: «Вы закидываете своими фотографиями и постами ленту, когда ваша жизнь не движется самым лучшим образом?». Возможно, но фотографии явно используете новые. Я думаю, этому негласному правилу не изменяет никто. Instagram как отражение наших лучших дней в жизни.
Я съездила в отпуск, вдоволь пополнила свою коллекцию фотографий, а потом полгода заполняла этим скуку в своем профиле. Знакомые говорят, как круто, так часто куда-то ездишь, а ты тем временем плюешь в потолок и думаешь: «Да уж, моя жизнь действительно не движется».
Меня то и дело обгоняют девушки, судя по всему гарвардские первокурсницы… Во всем их облике чувствуется какой-то яростный вызов. Они привыкли обгонять и явно не привыкли, чтобы обгоняли их. Успешные, привлекательные, здоровые, решительные и уверенные в своих силах. …Длинные дистанции — не для них. Таким гораздо ближе короткие расстояния и большая скорость. По сравнению с этими девушками у меня приличный опыт в том, что касается проигрышей… В этом мире так много вещей, которых мне никогда не сделать, так много соперников, которых мне никогда не одолеть. Не думаю, чтобы эти милые девушки знали хоть что-нибудь о том, как это больно. Да и зачем им об этом знать? Понятное дело — вовсе незачем. Вот о чем я думаю, пока гляжу на их горделивые хвостики, на их боевой галоп. И все в том же неспешном темпе продолжаю бежать вдоль реки.
Примечательно, что это самый явный пример людей с различными восприятиями и возможностями. Нас всегда кто-то обгоняет, но повод ли это начинать бессмысленное соревнование, тем более корить себя за несовершенство?
Ключ в постоянстве и труде
Хорошим шагом будет сделать упор на постоянство и возможную неспешность, нежели на скорость выполнения.
Являясь по жизни жуткой торопыгой, мне, чтобы успокоить себя и отгородиться от расстраивающих факторов, нужно прилагать недюжинную силу.
«Скорее! Успей выучить новый язык до 25 лет, потому что после твои мозги не будут так активно воспринимать информацию. А ещё есть английский, который надо подтянуть, и много книг, иначе я отупею и не смогу поддержать разговор».
Выявлять свои несовершенства можно до бесконечности, но главное во всем этом круговороте не сойти с ума и не потерять ориентир своей истинной цели.
Тревожность, которая появляется в таком случае, лишь сбивает, и ты уже не в состоянии начать делать хотя бы что-то. Здесь важно определить приоритетность или же выбрать для выполнения одну конкретную задачу.
Именно постоянное и неторопливое выполнение определенных задач приближает нас к цели. Каждый сам определяет для себя время, будь то тренировки, посещения курсов или изучения языка.
Известное правило — ежедневно уделять своему навыку 5 минут. Само собой 5 минут процесса превращаются в полчаса, а то и больше.
Писать роман — все равно что карабкаться на скалистую гору, преодолевая утес за утесом, и оказаться на вершине можно только после долгой и напряженной работы. Ты либо преодолеваешь себя, либо нет. Одно из двух. Трудясь над романом, я всегда помню об этой метафоре.
Если бы другие дела являлись для меня достаточным основанием, я бы уже давным-давно не бегал. Причин, побуждающих меня бегать,— раз-два и обчелся, а вот причин покончить с этим занятием — вагон и маленькая тележка. Единственное, что мне остается в такой ситуации,— это продолжать холить и лелеять те, которых «раз-два и обчелся».
Бег и ремесло писателя — две темы, которые идут рука об руку на протяжении всей автобиографии. Преодоление себя в ежедневных пробежках — это такое же преодоление себя в написании книг. Писатель развивает миф о творческих людях, работающих только в часы вдохновения, многократно акцентируя внимание на усидчивости и упорном труде.
Мы можем сколько угодно уповать на приход музы или мотивации, но самое сложное — это стартовать в момент, когда ты в своей голове перекидываешь все дела на завтра.
А вот не очень талантливые писатели — те, которым соответствие общепринятым стандартам дается с трудом,— должны с молодых лет наращивать себе «мышцы», верно рассчитывая свои силы. Таким писателям приходится тренироваться, чтобы развить в себе выносливость и умение сосредотачиваться. В этих качествах они находят (в некоторой степени) замену таланту. И вот так, постепенно «превозмогая» жестокую реальность, они действительно могут неожиданно обнаружить в себе скрытый талант. Потеют, ковыряют лопаткой яму у себя под ногами — и вдруг натыкаются на подземный источник. Понятно, что это вопрос удачи, но удачи неслучайной: если бы не упорные тренировки, благодаря которым появились силы копать, ничего бы и не было. Полагаю, что почти все поздно начавшие писатели прошли через нечто подобное.
Надеюсь, что попытка, все же не пытка
«Я просто хочу проверить, на что я способен, — сказал я жене. — Если не заладится, через пару лет снова откроем где-нибудь бар. Мы еще молоды и можем начать все заново». «Хорошо», — ответила на это жена. У нас оставались еще кое-какие долги, но я подумал, что как-нибудь прорвемся. Шел 1981 год. Я решил стараться изо всех сил.
Возможно это то, о чем ты думаешь сейчас и думаешь долгое время. Довольно тривиально и опрометчиво было бы сказать: «Не бойся и просто сделай». Само собой не все так просто, плюс существуют различные стоп-факторы, которые могут нас сдерживать.
Может стоит начать с не самых глобальных перемен, шаг за шагом приходя к пониманию, чего на самом деле хочется.
Чтобы суметь понять что-то важное, нужно совершить множество бессмысленных на первый взгляд действий. Но даже то, что кажется нам бесцельным или безрезультатным, вполне возможно, вовсе не является таковым.
Не так давно я заметила за собой, насколько тщательно подхожу к выбору абсолютно всего, начиная от курсов, которые хочу посещать, заканчивая обедом. И как же нервно себя чувствую, если мои ожидания не оправдываются: курсы плохие, обед невкусный, вечеринка скучная…
Все мы боимся потерять время и силы на бесперспективное занятие, которое не принесет желаемой пользы. Однако не следует бояться начинать что-то новое и неизвестное, даже если вы не уверены, получите ли хороший результат.
«Никогда не поздно» — банально, но лучше не придумаешь.
Именно в тридцать три я осознал себя бегуном и — пусть и поздновато отправившись в путь — стал писателем.
Ты на самом деле знаешь, что тебе нужно
Я ведь стал бегуном не потому, что кто-то просил меня об этом. Точно так же, как я стал писателем не потому, что кто-то предложил мне им стать. Просто в один прекрасный день мне вдруг захотелось написать повесть. А в другой прекрасный день я решил заняться бегом — просто потому, что захотел. В жизни я всегда делал то, что считал нужным. Меня пытались остановить, меня отговаривали, но я не менял курса.
Даже когда я стану очень старым и окружающие будут говорить мне: «Мураками-сан, хватит вам, уж в ваши-то годы», — я все равно буду бегать. До тех пор, пока мне это будет по силам. И пусть с каждым разом у меня будет уходить все больше времени, я буду стараться — все усердней — добежать до финиша. Во что бы то ни стало. Люди могут говорить, что хотят, — меня это не волнует.
Мураками не изменяет себе. «О чем я говорю, когда говорю о беге» — очаровательное произведение, которое в своей манере проносит сквозь строки те тезисы, что были собраны мной в этой статье. Легкая, мудрая и вдохновляющая, возможно именно эта книга послужит стартом в новое и прекрасное неизвестное.
Так что же необходимо сделать, чтобы стать счастливее, чем сейчас? Взять свой темп, попытаться понять себя и быть готовым получить пару шишек, но по итогу — забрать свою награду.
Я надеюсь, что месяц будет идти за месяцем, год за годом, соревнование за соревнованием и когда-нибудь я доберусь туда, где все мне окажется по сердцу.
Фото: @deborabrosa
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО