Каждый так или иначе сталкивается с написанием текстов в повседневной жизни. Даже простое создание постов в Instagram становится своеобразной проверкой писательских навыков. Кто-то идёт дальше и начинает работу над полноценными статьями или даже собственными художественными произведениями.
Думаю, все согласятся, что одной любви к журналистике и развитой фантазии мало для того, чтобы считаться хорошим автором. Как и любому другому ремеслу, писательству нужно учиться, уделять время на совершенствование техники. Моя подборка пригодится тем, кто стоит в начале пути и хочет вдохнуть в свои тексты новую жизнь.
Рэй Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»
Трудно найти человека, который бы не слышал о Брэдбери. Его романы и рассказы приобрели статус «культовых» и прочно заняли место в классике американской литературы. В сборнике эссе «Дзен в искусстве написания книг» вы не найдёте упражнений по развитию писательских навыков или историю успеха Рэя Брэдбери. Это скорее мотивационное произведение для тех, кто правда хочет писать, но не знает, с чего начать. Именно поэтому я поместила данную книгу первой в этой подборке.
«Дзен в искусстве написания книг» воспринимается не как учебник, а как беседа с хорошим знакомым за чашкой чая. Рэй искренне подбадривает читателей не сворачивать с выбранного пути и верить в себя. В своих заметках известный писатель повествует о том, как найти идеи для произведений и мотивировать себя ежедневно писать тысячи слов. Каждая страница передаёт любовь Брэдбери к литературе и заряжает ею читателей.
Если вы пишете без упоения, без пыла, без любви, без радости, вы только наполовину писатель. Это значит, вы постоянно коситесь одним глазом либо в сторону коммерческого рынка, либо в сторону авангардной тусовки, и перестаете быть собой. Вы себя даже не знаете. Потому что писатель обязан быть прежде всего одержимым. Его должно лихорадить от жара и восторга.
Уильям Зинсер «Как писать хорошо»
Бестселлер Уильяма Зинсера «Как писать хорошо», в отличие от вышеупомянутой книги Рэя Брэдбери, ориентирован исключительно на нехудожественную литературу. С первых же строк виден контраст с «Дзеном в искусстве написания книг» — Зинсер преподносит создание текстов как тяжелое ремесло, а не искусство.
Автор внушает, что хороший писатель должен быть строг к себе и свой работе. Основная мысль книги — за внимание читателей нужно бороться. Уильям Зинсер даёт советы о том, как выкинуть весь мусор из своих статей, чтобы каждый ясно понимал смысл написанного. Также книга даст представление о том, как выработать свой фирменный стиль и применять его в статьях на различные темы: от науки до искусства.
Если ваша работа — писать каждый день, вы должны привыкнуть выполнять её как любую другую работу.
Стася Соколова «Как стать лучшим редактором глянца и медиа»
Многие, любящие создавать статьи и эссе, не имеют образования в сфере журналистики. Чаще всего люди пишут для себя и личного блога. Но рано или поздно возникают вопросы: «Правильно ли я оформляю свои тексты? Понятна ли моя идея читателям? Что я могу улучшить?». На помощь приходят советы от уже состоявшихся журналистов.
Книга бывшего редактора Vogue Стаси Соколовой будет полезна тем, кто хочет познакомиться с азами публицистики, в частности в сфере моды и beauty-индустрии. Вы сможете найти советы о том, как написать статью, как брать интервью, а также узнать краткую историю становления российского глянца. Каждая глава содержит яркие примеры удачных текстов из архивных номеров журнала Vogue, а также резюме с ключевыми советами. В последней редакции книги есть отдельный раздел про особенности написания текстов в интернете, что наиболее актуально и интересно всем, кто ведёт свой блог.
Именно новость — ключ к профессии журналиста. Рассказать историю с помощью сотни слов легко, а вы попробуйте составить рассказ из десяти! Да так, чтобы никто не зевал.
Кристофер Воглер «Путешествие писателя»
«Путешествие писателя» выделяется среди других книг в этой подборке. В Голливуде её называют «классическим учебником по сценарному мастерству». Несмотря на то, что Воглер создавал свой труд для сценаристов, популярность книги вышла далеко за рамки киноиндустрии.
Советы по построению сюжета и раскрытию персонажей могут преобразить любое произведение. Воглер подробно разбирает основные сюжетные приёмы, проводит анализ популярных кинофильмов и помогает будущим писателям и сценаристам придумать собственную уникальную историю. Особенно рекомендую к прочтению тем, кто мечтает стать автором приключенческих романов — после знакомства с «Путешествием писателя» вас обязательно посетит долгожданное вдохновение.
Писательский труд сродни магии. Придумав хотя бы самую незамысловатую историю, вы совершаете нечто сверхъестественное, граничащее с телепатией. Только подумайте: стоит вам нанести на бумагу несколько знаков в определенной последовательности, и, может быть, через тысячу лет кто-то живущий в совершенно другом мире узнает ваши самые сокровенные мысли. Творчество преодолевает пространственно-временные границы и даже побеждает смерть.
Нора Галь «Слово живое и мёртвое»
Независимо от жанра и сюжета, каждый текст требует тщательной проработки и редактуры. Разбор наиболее часто встречающихся ошибок и рекомендации по их исправлению представлены в книге «Слово живое и мёртвое».
В переводе Норы Галь вы могли читать такие нетленные произведения, как «Маленький принц» Антуана де Сент-Эксзюпери, «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма и многие другие. Книга «Слово живое и мёртвое» стала результатом многолетней работы над литературой разных жанров: от художественных переводов до публицистических статей. Её рекомендуют к прочтению всем, кто так или иначе связан с написанием текстов.
Нора Галь собрала в своём учебнике рекомендации по тому, как писать грамотно и понятно любому читателю. Вполне естественно, что наша речь и язык значительно поменялись с тех лет, когда вышло «Слово живое и мёртвое». К примеру, вряд ли мы сможем полностью последовать совету убрать все англицизмы из статей, слишком уж прочно они вошли в обиход. Однако книга содержит и актуальные в любое время примеры того, как точно донести свою мысль до читателей. Нора Галь показывает, как грамотно построить предложение, чтобы убрать двусмысленность написанного, как заменить профессиональные термины на общедоступные и как упростить свой текст без потери его качества.
Не всякий пишущий способен глаголом жечь сердца людей. Но, казалось бы, всякий писатель к этому стремится. А для этого глагол — то есть слово — должен быть жарким, живым.
Фото: @blacknwhiteartistry
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО