Мастерская художника была и остается местом, наделенным особой творческой силой и энергией. Ее стены навсегда сохраняют историю создания произведений искусства — плотный табачный дым, пятна краски, сотни неудачных попыток, усталость живописца и его восторг от правильно подобранного оттенка. В залитых светом мастерских с огромными окнами, тесных комнатках под крышами парижских домов или роскошных загородных поместьях отражается личность художника — то, что притягивает нас больше всего.
В конце XIX века художники-импрессионисты превратили личное пространство живописца в центр культурной жизни. Они открыли свои студии публике, и теперь там, как в котле, сливались воедино все виды искусства, появлялись и исчезали новые идеи, горячо обсуждались любые события, создавались самые известные полотна. Однако, добившись признания, каждый художник выбирал свой собственный путь и рано или поздно проходил к уединению.
Клод Моне: поместье в Живерни
В последние десятилетия XIX века Клод Моне строит свою знаменитую усадьбу в маленьком городке на севере Франции. Именно здесь он наконец сможет воплотить в реальность все свои замыслы — большой сад, пруд и те самые кувшинки, которые он напишет около 80 раз. Через огромные французские окна столовой Моне впускает природу внутрь комнаты, а насыщенный лимонно-желтый цвет стен вступает с ней в диалог, позволяя стать частью пространства. Здесь же развешены знаменитые японские гравюры, не раз дарившие живописцу вдохновение. Изящно украшенная гостиная хранит аромат «доброго старого дерева» и одновременно является выставочным залом, где художник хранит собственные полотна и работы своих друзей.
Огюст Ренуар: вилла «Колетт»
Чуть позже и Огюст Ренуар приобретает собственную усадьбу на юге Франции в городе Ле Канне. Именно здесь стареющий и измученный артритом художник находит силы и вдохновение творить, несмотря на последствия болезни. Стены мастерской, совсем недавно открывшейся для публики, сохранили свой оригинальный желтый оттенок, схожий с цветом столовой в усадьбе Моне. В доме Ренуара ощущается легкий беспорядок: открытые книги, оставленные у холста кисти и забытая дамская шляпка — приятные мелочи, рассказывающие о том, как художник создавал свои самые известные картины.
Поль Сезанн: Жа-де-Буффан
В отличие от предыдущих художников, Поль Сезанн не любил праздных посетителей и предпочитал работать в полном одиночестве, что заметно по его мастерским. Сначала он жил в поместье, которое приобрел его отец на окраине Экс-ан-Прованса, в местечке под названием Жа-де-Буффан. Там, в просторной полупустой комнате с высокими потолками и большими окнами, он проводит долгие часы, обдумывая композицию будущих работ и подбирая точные оттенки. Затем, после смерти отца, Поль Сезанн строит для себя новую мастерскую. Она становится его личной творческой средой, продуманной до мелочей — окна ориентированы на север, в них проникает теплое солнце юга Франции, стены окрашены в жемчужно-серый цвет, а сами комнаты стали еще просторнее.
Винсент Ван Гог: госпиталь в Сен-Реми
Вынужденное заточение Винсента Ван Гога в госпитале на юге Франции в окрестностях Арля стало одним из самых продуктивных периодов в жизни художника. Сочетание выразительных окрестностей и мрачноватой обстановки бывшего монастыря, на территории которого до сих пор находится больница для душевнобольных, стало своеобразным источником творческой энергии для экспрессиониста. Арт-терапия, нахождение на природе, яркие краски южных земель облегчали состояние Ван Гога и придавали ему сил для занятий живописью.
Поль Гоген: «Дом наслаждений»
Говоря о творческой среде, которую создавали вокруг себя художники, нельзя обойти стороной Поля Гогена. Приехав на Таити, он выкупил землю у католической миссии и с помощью местных плотников построил там хижину. Атмосфера «Дома наслаждений» пропитана раскрепощенным образом жизни, жарким солнцем, как бы плавящим все вокруг, мечтательностью и отрешенностью. И все это находит отражение в картинах живописца, наслаждающегося повседневностью островитян.
Морис Дени: поместье в Сен-Жермен-ан-Ле
По мастерской Мориса Дени, художника-символиста, считавшего себя наследником Поля Гогена и входившего в группу «Наби», сразу заметно, как много внимания он уделял деталям интерьера. В 1915 году живописец обосновался в бывшем аббатстве, сводчатые потолки и мощные стены которого вдохновили его на роспись небольшой личной капеллы.
Художники-интимисты: Эдуар Вюйар и Пьер Боннар
Эдуард Вюйар — художник, с именем которого связано понятие «интимизм» — любование сценами повседневной жизни: неспешными семейными вечерами, прогулками влюбленных, детскими играми в саду. Он стал настоящим певцом домашнего уюта. В свои картины Вюйар зашифровывает загадочные послания, составленные из узора на обоях, складок платья и фактуры деревянной мебели. Предметы, декорации и герои составляют единый затейливый орнамент, рассматривая который зритель погружается в теплую атмосферу размеренности и спокойствия.
Пьер Боннар, коллега и друг Вюйара, не просто писал бытовые сцены, а по-настоящему боготворил свое личное пространство, дающее возможность насладиться тишиной и почувствовать уединение. Он любуется интерьерами, как Моне когда-то любовался кувшинками, разглядывает их с самых необычных ракурсов, ищет интересные композиционные приемы. Так в его живописи возникают зеркала — бесчисленные отражения различных предметов, создающие иллюзию бесконечного пространства, в которое хочется погрузиться с головой, чтобы почувствовать ту атмосферу, что так вдохновляла художника.
Анри Матисс: Исси-ле-Мулино
В начале XX столетия Анри Матисс выстраивает целый павильон-мастерскую на вилле Исси-ле-Мулино под Парижем. Там он пишет свою знаменитую картину «Розовая мастерская», где, как и во многих его полотнах, сочетаются удивительная умиротворенность, застывшие в воздухе звуки улицы, что врываются в комнату сквозь открытые окна, необычные ракурсы и яркие цвета. Вообще Матисс не ограничивал свою творческую энергию стенами одного пространства, он писал абсолютно везде — на временно снятой вилле или в гостиничном номере. Для него не существовало ограничений в виде холста и красок — если художник чувствовал вдохновение, он брал в руки уголь и делал наброски прямо на стене, как, например, в отеле Regina в пригороде Ниццы.
Многим из нас изоляция дается непросто, но есть и те, кто находит особую творческую силу в убаюкивающем спокойствии домашнего уюта. Искать вдохновение в окружении привычных предметов и выплескивать его на холст — вот чему стоит научиться у художников конца XIX – начала ХХ века.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО