— Только ты мне и нужна. Ты красивая.
…
— «Ну, а что еще?!». Она спросила: «Разве для тебя важна лишь красота?», а ты ответил: «Ну, а что еще?». Ты можешь написать книгу «Как оскорбить женщину, сказав всего два слова»!
«Принцесса-лебедь», 1994
Помните, все СМИ от журналов до блогов в Instagram писали о том, что Кира Найтли запрещает дочке смотреть некоторые мультфильмы про принцесс, потому что они противоречат принципам феминизма?
— Там прекрасные песни, но зачем отдавать свой голос ради мужчины?
Кира Найтли о мультфильме «Русалочка»
Я помню и саму новость, и то, как пользователи Сети яростно критиковали актрису и ее заявление, обвиняя феминизм в уничтожении культурного наследия и во всех бедах заодно. Если честно, я понимаю как Киру (и других людей со схожими взглядами), так и защитников принцесс.
Многие современные девушки разделяют идеи феминизма и гендерного равенства. Но стремление к светлому равноправному будущему не исключает любовь к сказкам и мультикам, которые многие из нас знают с самого детства. Таким девушкам, очевидно, хотелось бы показать своим детям сюжеты, на которых они выросли, и при этом оградить новое поколение от устаревших моделей поведения, которые транслируют красивые истории про принцесс.
Я уверена, в прогрессивной реальности есть место старым добрым сказкам. Их можно показывать и рассказывать детям. Просто нужно делать это с умом, выстраивая диалог с ребенком и обсуждая увиденное: события, героев и отношения между ними.
Как это делать?
Шаг №1. Самим увидеть и признать, что в мультиках про принцесс действительно есть вредные стереотипы и установки
— Значит, став человеком, я никогда не увижу папу и сестёр?
— Так и есть, но ты будешь с принцем! Мы часто делаем выбор, не так ли?
«Русалочка», 1989
На первый взгляд, все детские мультики, тем более о принцессах, — про любовь и добро. Что может быть плохого в том, что принцесса влюбляется в прекрасного принца и живут они вместе долго и счастливо?
Но не нужно забывать, что все сказки и мультфильмы — продукты своего времени. Например, «Белоснежка» была выпущена в 1937-м году, «Золушка» — в 1950-м. Естественно, они демонстрируют актуальные для своего времени модели поведения и предписываемые роли. Вспомним, что и эти версии старых сказок — не первоисточник. Уолт Дисней и его команда брали за основу сказки Братьев Гримм и Шарля Перро, в которых встречалось гораздо больше жестокости и ужасов (во времена писателей это было вполне нормальным явлением), и адаптировали их под свою более цивилизованную эпоху.
Мир существенно изменился с середины прошлого века. То, что считалось приемлемым и поощряемым тогда, может считаться недопустимым сейчас.
Поэтому нельзя не признать, что многие модели поведения, транслируемые в сказках и мультиках, как минимум, не соответствуют реалиям современности. Установки из прошлого, которые ребенок бессознательно впитывает из любимых сказок, могут помешать ему органично вписаться в новую реальность, которая живет по совершенно иным законам.
При более глубоком погружении можно обнаружить, что в любимых мультиках есть паттерны поведения, которые могут привести к тому, что некоторые потенциально опасные ситуации и поступки могут казаться детям правильными и даже желанными.
Обычно самая суровая критика обрушивается на ранние мультфильмы про принцесс — «Белоснежку», «Золушку» и «Спящую красавицу». Именно их обвиняют в том, что они разыгрывают сценарий «дева в беде», где девушки пассивны, ничего не делают для собственного счастья и ждут чудесного спасения. Принцессы, вроде бы, главные героини, но мы ничего не знаем о них, их характерах, увлечениях и стремлениях (собственно, как и их принцы). Еще одна претензия к ранним мультфильмам — полное игнорирование принципа согласия и «это так романтично, когда тебя целует незнакомец во сне».
Более поздние принцессы (Ариэль, Белль, Жасмин, Покахонтас) — уже настоящие сформировавшиеся личности со своими желаниями, принципами, интересами, хобби. Они активно действуют ради достижения своих целей и самостоятельно решают проблемы. Но и эти мультфильмы обвиняют в навязывании обязательной любовной линии, без которой история принцессы немыслима. Некоторые из них, по мнению психологов и просто неравнодушных лиц, также романтизируют абьюз, стокгольмский синдром («Красавица и чудовище») и нездоровое самопожертвование ради малознакомого мужчины («Русалочка»).
Даже современные мультики, которые созданы специально под нынешнюю реальность с новыми ценностями, обвиняют в транслировании патриархальных ценностей. Например, Эльза из «Холодного сердца» постоянно и не всегда уместно ходит (и даже спит) с очень ярким макияжем, что может сформировать у девочек установку, что нужно всегда быть неотразимыми и накрашенными. Также Эльза, более неоднозначная, отстраненная и холодная из сестер, остается одна (хотя само по себе это прорыв), а более живая, общительная, конвенционально женственная в плане поведения Анна обретает любовь.
Итак, первый шаг — признать, что даже в сказках о прекрасных принцессах можно найти что-то не столь прекрасное и даже опасное.
Шаг №2. Определить, какие нормы поведения, ценности и установки из сказок про принцесс именно вы одобряете и какие из них хотели бы передать своему ребенку
— Я не знаю, что я могу сделать. Тем не менее, я знаю, я должна попробовать.
«Покахонтас», 1995
Если очень захотеть, можно найти страшные вещи даже в самом безобидном произведении. Разнообразные исследователи, психологи и просто знающие люди из интернета могут думать и говорить все что угодно. Но только вы решаете, что вы одобряете, какие установки и ценности разделяете и какие из них хотите передать своим детям.
В первую очередь, лучше все анализировать самим и задавать себе вопросы: «Какое поведение персонажей меня смущает или вызывает вопросы?», «А какие черты характера и поступки героев мне нравятся?», «Одобряю ли я то, что делают герои?», «Хочу ли я, чтобы мой ребенок поступал так же?».
Считаете ли вы нормальным выходить замуж за мужчину, которого встретили вчера на балу, и который, судя по всему, даже не запомнил вашего лица?
Может быть, вы думаете, что Русалочке стоило выбрать какой-то другой способ познакомиться с принцем, не жертвуя для этого частью себя самой?
Должны ли любовь и замужество стоять на первом месте? Нужно ли девушке всегда ходить в платьях и быть цветущей и безупречной? Перестает ли девушка быть принцессой, если справляется со всем сама, а не ждет спасения от прекрасного принца?
Но, конечно, не стоит фокусировать все внимание только на плохом. Ведь когда-то мы не только усвоили из этих сказок «патриархальные ценности и гендерные стереотипы», но и вдохновились на добрые и смелые поступки, поверили в любовь, дружбу и чудеса.
Что вам нравится в той или иной принцессе? Чему у нее можно поучиться?
Белоснежка, например, дружелюбна и трудолюбива, открыта миру и любит природу. Русалочка жизнерадостна, активна и талантлива. Покахонтас решительна, бесстрашна и без сомнений встает на защиту семьи и друзей. Белль умна, любознательна и много читает, а Жасмин имеет свое мнение и не готова жить по чужой указке.
Как только вы определите, что для вас ценно и важно, а что ненужно и даже вредно, вопрос «Что я хочу передать своим детям?» отпадет сам собой.
Шаг №3. Читать и смотреть сказки и мультфильмы вместе с детьми, обсуждать с ними увиденное, задавать им вопросы, говорить то, что вы считаете нужным донести
— Ты же принцесса!
— Тогда я больше не хочу быть принцессой!
— А!… Не дай тебе Аллах иметь дочерей…
«Алладин», 1992
Мы никогда не знаем, как ребенок воспримет ту или иную ситуацию, какие выводы он сделает и какие качества усвоит.
Сделать так, чтобы ребенок вынес из просмотра мультфильма только правильное и важное, пропустив мимо себя стереотипы и устаревшие установки, можно только через участие и разговор.
Что может быть лучше, чем сесть и посмотреть любимый мультик вместе? По ходу просмотра ребенок может задавать вам вопросы или высказывать свое мнение. Важно отвечать на вопросы честно, рассказывать, почему герои так поступают и что ими движет.
Будет здорово ввести ребенка в исторический контекст: рассказать им о том, что раньше женщинам было предписано заниматься домом и бытом, а высшей наградой (и единственной возможностью сделать жизнь лучше) становилось удачное замужество. Объяснить, что в старых сказках принцы спасают принцесс, потому что общество тогда считало, что женщина сама не способна ничего сделать и должна смиренно ждать действия от мужчины, а не потому, что принцессы на самом деле ничего не умеют.
Рассказать о том, что сейчас мир изменился: принцесса может сама принимать решения, действовать, спасать себя и других, выбирать свою судьбу. Что в реальном мире люди сначала узнают друг друга, а только потом женятся и уезжают жить в волшебный замок. Что принц может помочь принцессе, но не стоит уповать только на это, ведь любой человек сам в ответе за свою судьбу, к тому же, в решающий момент принца может рядом и не оказаться.
Можно спросить малыша после просмотра или прочтения, что он думает по поводу сюжета и героев. При этом стоит относиться к мнению ребенка как можно серьезнее, без снисходительных шуток и авторитетного качания головы. Мы склонны недооценивать детей, но их внимательность и глубина мысли может поразить. Возможно, он сам соотнес сказку с реальностью и сделал свои выводы о том, чему стоит верить и чем стоит восхищаться.
Обсудите с ним увиденное или услышанное, скорректируйте выводы малыша, если они покажутся вам не совсем верными, расскажите о том, как сами понимаете эту сказку, какие поступки и черты героев вам нравятся, на что они вас вдохновляют. Такой разговор не только позволит избежать закрепления устаревших моделей поведения в голове ребенка, но и поможет установить более близкие и доверительные отношения с ним, показать, что вы всегда готовы выслушать его мнение и обсудить то, чем он хочет с вами поделиться.
— Цветок, распустившийся в непогоду — это редчайшая драгоценность...
— Простите?
— Такие девушки рождаются не каждое столетие!
«Мулан», 1998
Мир меняется, новые сказки и мультфильмы уже отлично вписываются в актуальную повестку и отражают современные ценности. Но это не значит, что мы должны отказаться от того, что было дорого в собственном детстве.
К тому же, сказки и мультфильмы — это важная часть детской культуры. Исключать их из жизни детей — значит ставить под удар их социализацию и общение со сверстниками, которые наряжаются в принцесс и играют в героев мультфильмов.
Вместо этого лучше активно участвовать в жизни детей, анализировать и обсуждать с ними их любимые мультики, предупреждая закрепление вредных установок, развивая у них критическое мышление и становясь лучшими друзьями, что разделяют их интересы.
Сказки всегда стремились передать новому поколению понятия о добре, любви и счастье. И если раньше пределом счастья для принцессы были любовь и замужество, то сейчас — это внутренняя гармония, самобытность, любовь к себе, возможность воплощать свои мечты и строить свое собственное будущее.
— Просто я не могу понять, почему не прекрасна, как прежде?
— Ты необыкновенная.
«Шрэк», 2001
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО