Кинокарта мира неполна без России. Зрители здесь верят, что церковью является кинотеатр.
Тьерри Фремо, кинорежиссер, директор Каннского фестиваля
Кино добралось до России чуть больше века назад и за этот срок успело пройти огромный путь: от первых неловких черно-белых короткометражек до громкой мировой славы и побед на главных кинофестивалях Европы. С чего же все началось, как менялся и развивался отечественный кинематограф, и с какими картинами стоит ознакомиться, чтобы проникнуться культурой страны?
Пробой пера стали черно-белые немые документалки, снятые фотографами-энтузиастами. В 1908 году был поставлен первый в России художественный фильм, длящийся всего 10 минут — «Понизовая вольница» — экранизация фрагмента из пьесы Гончарова.
1910-е ознаменовались настоящим всплеском в киноиндустрии: в дело включаются такие режиссеры, как Евгений Бауэр («Жизнь за жизнь») и Яков Протазанов (и его легендарная «Пиковая дама»). Экранизируется всевозможная классика — отечественная и зарубежная — актеры изо всех сил стараются отыграть лицами и жестами то, что не могут произнести. Для современного зрителя игра артистов немого кино выглядит забавно, однако это были только первые, но смелые шаги в мир кинематографа.
1920-е
На смену классике приходит авангард. Цензоры еще толком не успели разобраться, что такое фильмы, поэтому режиссеры не имели особых ограничений и могли экспериментировать вволю, чем они, собственно, и пользовались. Навсегда остались в мировой истории «Броненосец "Потемкин"» Сергея Эйзенштейна (красный флаг в культовой сцене красили вручную), «Необычайные приключения мистера Веста…» Льва Кулешова, «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова. Происходит множество открытий по части монтажа и техники съемки, которыми продолжают пользоваться и в современном кинопроизводстве.
1930-е
С приходом сталинского тоталитаризма свободе режиссеров настал конец. Появляются строгие запреты и ограничения, в фаворе — картины, прославляющие правительство. Да, многие мэтры прошлого десятилетия попадают в немилость, но все-таки находятся те, кому удается подстроиться под новые жестокие порядки, не потеряв «души» своего творчества: Георгий и Александр Васильевы («Чапаев»), Михаил Ромм («Ленин в Октябре»), Николай Экк («Путевка в жизнь»), Григорий Александров и его жена и постоянная муза Любовь Орлова («Веселые ребята»). Кроме того, кино теперь звучит.
1940-е
Фильмов в этот период снималось мало, и почти все они были посвящены одной теме — войне. Кино создавалось для народа, чтобы дать ему хоть какую-то поддержку и надежду. Однако в это время власти особенно усилили контроль над киноиндустрией. В прокат попадали только тщательно отобранные картины («Радуга» Марка Донского, «Падение Берлина» Михаила Чиаурели), и всё же удавалось просачиваться в массы работам, которые критиковали власть («Иван Грозный», мой личный фаворит Эйзенштейна).
1950-60-е
Времена оттепели, контроль цензуры ослаб, что позволило кинематографистам воплотить на экране множество смелых, необычных, новаторских задумок. «Золотую ветвь» Каннского фестиваля, первую и пока единственную для России, получила картина Калатозова «Летят журавли», Тарковский снял «Иваново детство» и скандального «Андрея Рублева». Но после войны людям хотелось легкости и радости, поэтому наряду с артхаусом в кинотеатрах появляется множество комедий, любимых и современным зрителем («Кавказская пленница» Гайдая, «Берегись автомобиля!» Рязанова, «Я шагаю по Москве» Данелии). Вновь возникает интерес к экранизации классики: выходят оскароносная «Война и мир» Бондарчука и «Гамлет» Козинцева.
1970-е
Но вот закончилась оттепель, и многие достойные картины вновь оказались «на полке». Философия теснит на пьедестале популярности комедии. Режиссеров и сценаристов интересует человек, фильмы наполнены глубоким анализом личности («Восхождение» Ларисы Шепитько, «Калина красная» Шукшина, «Сталкер», «Зеркало» и «Солярис» Тарковского). Однако по-прежнему огромным спросом пользуются ленты Гайдая, завоевывает любовь поклонников экранизация детективов Конан-Дойла, а Меньшов и его «Москва слезам не верит» приносят стране еще один Оскар.
1980-90-е
Рок-н-ролл оживает, поколение дебютантов сменяет мэтров, каждый новичок пробует привнести что-то свежее в советский кинематограф, зрители и молодые режиссеры скандируют в один голос: «Перемен! Требуют наши сердца…», — песня группы Кино «Мы ждем перемен!» звучала в культовой картине Соловьева «Асса» и запомнилась людям чуть ли не больше, чем сам фильм, став лозунгом новой эры кино. В это время, однако, на главных кинофестивалях России и Европы «гремят» ленты как признанных мастеров, так и начинающих — беспощадная «Иди и смотри» Климова, устроившая небольшую сексуальную революцию «Маленькая Вера» Пичула, дебютная для Тодоровского «Катафалк», а также «Астенический синдром» Киры Муратовой, где впервые в истории советского кинематографа прозвучала брань. Вместе с тем интерес российского зрителя к отечественным картинам теряется, и на то две причины: бешеная популярность фильмов, незаконно ввезенных с запада (например, «Терминатора»), и огромное количество «чернухи», производимой преимущественно молодыми кинодеятелями. Все чаще на экранах появляются криминальные драмы, похожие друг на дружку, но и среди них есть стоящие («Брат» Балабанова, «Страна глухих» Тодоровского).
2000-е
Эти годы не ознаменовались громкими фестивальными победами, хотя в Каннах отметился малоизвестный на тот момент Звягинцев («Изгнание»), а драма Михалкова «12» получила номинацию на Оскар. В стране растет спрос на сериалы, особенно на экранизацию классики («Идиот», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго»). Бандитские разборки утихают — режиссеров вновь интересуют экзистенциальные вопросы и тема человеческих взаимоотношений («Остров» Лунгина, «Телец» Сокурова, «Возвращение» Звягинцева). Это же десятилетие дарит киноиндустрии немало новичков, среди которых блеснули Федор Бондарчук («9 рота»), Оксана Бычкова («Питер FM») и Иван Вырыпаев («Эйфория»).
2010-е
Молодое поколение освоилось в индустрии. Российские премьеры становятся событиями и в Европе («Фауст» Сокурова, «Елена» Звягинцева, «Измена» Серебренникова), гораздо более решительно заявляют о себе режиссерки (Мария Саакян «Энтропия», Наталья Меркулова «Интимные места», Анна Меликян «Про любовь», Нигина Сайфуллаева «Как меня зовут»), кинематографистов интересуют не только острые общественные проблемы («Левиафан» Звягинцева, «Портрет в сумерках» Никоновой) — внимание вновь приковано к историческим событиям и личностям («Движение вверх» Мегердичева, «Большой» Тодоровского, «Дылда» Балагова).
Многие недооценивают российский кинематограф, а зря! В истории нашего кино можно копаться бесконечно долго, открывая для себя что-то занятное как среди современных лент, так и в череде советской классики. Изучать культуру своей страны через фильмы, по-моему, невероятно увлекательно, ведь в любом десятилетии каждый сможет найти личные «жемчужины».
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО