Порой бывает тяжело настроить себя на позитивную волну и начать видеть в повседневной действительности красоту. Люди, которым удается это сделать, обычно становятся гораздо счастливее и, как результат, достигают большого успеха. Если посмотреть по сторонам и приглядеться, то невооруженным глазом можно заметить, что мир вокруг — воплощение чьих-то мечт и идей. Есть устоявшееся мнение, что искусство — это нечто прекрасное и недостижимое. Но оглянитесь! Искусство реально и даже осязаемо. Оно живет с вами по соседству, сопровождает по дороге на работу, выглядывает из-за угла, хранит тайны и неустанно продолжает вдохновлять. Знаете, у людей и архитектуры, о которой сегодня пойдет речь, много общего: своя история, неповторимый стиль и характер. Каждый из них заслуживает внимания и трепетного отношения. Поэтому я хотела бы рассказать о пяти архитектурных стилях, описать их особенности и еще раз напомнить, насколько красив и прекрасен мир вокруг.
Готика
Страны Западной Европы невозможно представить без готики. Шикарные монументальные соборы стали украшением небольших деревенек и городов-миллионников. Их появление ознаменовало начало новой эпохи и нового искусства.
В конце XII века на смену романской архитектуре, возникшей на территории Древнего Рима, пришли северные традиции. Готы, населявшие Скандинавский полуостров, взглянули на архитектуру по-новому и создали несуществующие ранее формы, высоты и изгибы. Опираясь на математические исследования предшественников, они изобрели каркасную систему. Теперь распределение веса сводов сосредотачивалось на контрфорсах, вертикальных конструкциях, представляющих собой выступающую часть стены. Благодаря этому внешний и внутренний облик соборов сильно изменились. Сооружения устремились ввысь, их стены стали более тонкими, а пространство в храме — просторным и единым.
Готику вряд ли можно с чем-то спутать. Она соединила в себе стекло, камень, яркие краски настенных росписей и витражей. Стрельчатые арки, окна и порталы, остроконечные башни, небывалая высота, сложные орнаменты и множество скульптур производят неизгладимое впечатление. Её величие и масштаб потрясают и заставляют задуматься о бесконечности и красоте божественного мира.
Классицизм
Лаконичные формы, треугольные фронтоны, логическая ясность, гармония и простота, пронизывающие каждый квадратный метр сооружения. Архитектура классицизма напоминает зрителю о древних цивилизациях и античности. В ней все выверено, последовательно и симметрично. Отсутсвует гротескность и напыщенность. Декоративное убранство сдержанное, строгое, но не менее великолепное.
В основе классицизма лежит система ордера, в которой все его части делятся на три: постамент (основание), колонна и антаблемент (горизонтальная часть здания). В свою очередь стереобат (нижняя часть строения) тоже делится на три, как и колонна с несомой частью (антаблементом).
Одним из самых известных памятников архитектуры эпохи классицизма стала Вилла Ротонда, построенная Андреа Палладио в XVII веке. Этот жилой дом возведен в форме античного храма и состоит из простых геометрических объемов — цилиндра, куба и сферы. Посмотрев на него, вы сразу заметите идеальную симметрию, гармонию всех частей и то самое деление на три. В дополнение к сказанному отмечу, что вилла имеет четыре одинаковых фасада с широкими наружными лестницами и выступающими галереями с треугольными фронтонами, которые украшают статуи античных богов.
Барокко
Волнистые каменные линии, ажурные фасады, обильно украшенные карнизы, позолота, маленькие башенки, округлые выступы, величественные балконы, лепнина.
«Barocco» в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы». Этим словом моряки называли бракованные драгоценности. А в середине XVI века итальянцы, ставшие основоположниками барокко, охотно переняли термин и назвали им новое направление в искусстве.
Барокко — пир излишеств. Одной из главных особенностей стиля является умышленное искривление пространства и сознательное нарушение пропорций. Колонны накладываются друг на друга, а стены фасадов нарочито выпирают вперед или уходят вглубь, создавая выразительную архитектурную композицию. Окна приобретают овальную и круглую формы. Также к основным чертам направления можно отнести чрезмерное декорирование. Стены буквально утопают в лепнине, росписи, резных панелях, крупных рельефах. Арабески (восточные орнаменты), цветочные вазы, картуши, музыкальные инструменты, маскароны (маска с человеческим лицом) становятся традиционными барочными орнаментами. Часто вместо классических колонн в качестве несущих конструкций архитекторы используют массивные статуи кариатид и атлантов (опоры в виде женской и мужской фигур), чтобы сделать облик здания еще более нарядным и помпезным.
Рококо
Стиль Рококо появился во Франции в XVIII веке. Он отличался легкой, утонченной и изящной формой. Вдохновителями этого направления стали придворные особы, носившие большие парики, румяна и мушки, любившие балы и роскошные праздненства.
Дворцы эпохи рококо, как и завиток рокайля (орнамент, имитирующий растения, морские раковины), имеют атектоничный и витиеватый характер. Их облик лишен логики, симметрии и строгости. Они очаровывают своей беспечностью и кокетливостью. Создается впечатление, что архитекторы воплощали в строениях самые творческие фантазии и необычные задумки. Колонны часто выполняют лишь эстетическую функцию, они становятся уже или короче. Края крыш обрамляются рядом балюстрад, вазами или прекрасными статуями. От барокко новый стиль перенимает традицию обильного украшения фасада. Здесь вы также можете увидеть лепнину, цветочные гирлянды, раковины и фронтоны, украшенные скульптурами и трофеями. Как правило здания выкрашиваются в нежные пастельные оттенки: персиковый, бирюзовый, нежно-голубой. Они услаждают глаз и напоминают современникам о сладкой жизни королевского двора.
Модерн
Модерн зарождается в Западной Европе во времена промышленной эпохи. Индустриальные и функциональные здания повсеместно заполняют свободные клочки земли. На месте бывших лесов и полей возводятся каменные джунгли. Система поглощала умы и пространство. Мир превращался в громадную машину, где не осталось места для гармонии и природы. Однако человек, как и прежде, остро в них нуждался.
Мастера модерна попытались преобразить облик городов и вдохнуть в жизнь забытые грани, эмоции и оттенки. Архитекторы вдохновлялись изгибами растений и их цветовой палитрой. Они тяготели к естественным плавным линиям, асимметрии, отсутствию углов. Приглушенные оливковые, серые, пыльно-сиреневые, табачные оттенки покрывали фасады столичных зданий и загородных особняков. Изогнутые лестницы, перила и опоры повторяли орнаментальные линии, украшавшие экстерьер строений. Окна, вытянутые вверх, напоминали деревья, которые тянутся к солнцу. Часто на дверные проемы арочного типа архитекторы помещали богатый растительный декор, который плавно переходил в лоджии или балкон. Также в качестве украшения использовались разноцветные витражи.
Синтез культур, форм, красоты природы и великого человеческого ума произвел на свет искусство модерна, которое до сих пор вдохновляет прохожих своими плавными линиями, растительными орнаментами и духом природы, живущем в камне.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО