Представим, едешь по знакомой дороге, а там ужасное покрытие после зимы. Свернуть страшно — вдруг остальные водители посчитают меня слабаком или другой маршрут окажется еще хуже? У каждого из нас найдется много таких примеров разной степени масштабности. С детского сада нас учили «не сворачивать с дороги» и доедать до последней ложки. Будто если тарелка из-под каши с комочками пуста, то ты — хороший человек.
Своей историей хочу показать, что чувствовать себя на своем месте важнее удовлетворения любых ожиданий (даже собственных). А теперь обо всем по порядку!
Искусство жизни не только в том, чтобы доходить до конца, но и в том, чтобы понимать, в какой момент нужно остановиться
Жить на родине или эмигрировать, работать ли по специальности, кому готовить завтраки, с каким маникюром ходить следующие две недели — все это выбор. Порой кажется, что он сделан, вопрос закрыт, но жизнь очень не статичная штука. Каждый раз, выбирая, мы говорим условное «да». И может случиться, что оно не прозвучит. Станет тяжело дышать от тишины и удивления. Придётся думать, что делать дальше. Со мной такое было. Хочу уточнить сразу, что статьи из гугла в стиле: «слушай себя и успех не заставит ждать» не помогают разобраться. Потому что в такие периоды внутри себя не слышно ничего, кроме разочарования.
Как я приручала кризис самоопределения
В конце школы мне было интересно все, кроме алгебры. Любознательность не играла на руку, а делала жизнь тяжелее. Вместо того, чтобы увлечься чем-то одним и выбрать профессию, мне хотелось знать все.
В десятом классе появилось ощущение, что тянуть больше некуда — пора решать, на какой работе я хочу провести всю свою жизнь. Тогда было чувство, что нужно выбрать срочно и один раз. Огромная Вселенная словно сузилась до одного этого вопроса.
Я сносно училась в школе, остро шутила и быстро соображала. А еще все родственники старших поколений были врачами. Сложив эти факты воедино, я решила, что поступлю в медицинский. Все — за, никто не против.
Не помню, чтобы от этого решения мне стало проще. С самого детства я любила читать книги и писать рассказы, чтобы потом прочесть их вслух. Но разве это талант? Как-то в справочнике ВУЗов я нашла направление «PR и коммуникационный менеджмент». Мне подумалось: «Ух-ты, наверно, тут что-то про рекламу, а еще меня всегда называли коммуникабельной, пока все сходится». Родители спросили: «И как это можно применить? Где же с таким дипломом работать?». Я тогда понятия не имела, чем парировать. Отсутствие ответов стало для меня аргументом. Мол, надо выбирать то, что я могу объяснить.
Последний гол в мои ворота забил отец. Он мечтал стать хирургом до того, как научился выговаривать это слово, и стал им. Мне было 15, когда он взял меня с собой на операцию. Он показал покрытые сизым налетом легкие, робко прячущуюся за грудиной вилочковую железу, а напоследок — дал прикоснуться к бьющемуся сердцу. Меня это восхитило до того, что пришлось упасть в обморок на пару минут.
Я действительно поступила в медицинский. Было интересно и азартно учиться, но вплоть до конца института я не могла сообразить, каким же именно врачом мне хочется быть и хочется ли вообще. Я подрабатывала медсестрой, писала истории болезни, ходила на операции и вскрытия. Носила с собой неподъемные сумки со сменной обувью, одеждой и учебниками. В тот период больше всего мне нравилось рисовать комиксы про тело и объяснять друзьям сложные вещи простыми словами. Я с удовольствием рассказывала, как устроен слух и до каких пределов может расширяться мочевой пузырь. Оказалось, люди вне медицины крайне мало знают о своей природе. Нигде не учат основам физиологии и анатомии так, чтобы это было интересно. Тогда я решила, что стану врачом, чтобы писать образовательные книги для детей и взрослых. Не помню острого желания использовать знания напрямую — лечить людей. Образовывать, заинтересовывать, влюблять — да, лечить — нет.
Вместе с дипломом педиатра мне достался бонус — полная уверенность в том, что я нахожусь не на своем месте. Мне было скучно на обходах, не о чем поговорить с коллегами, не нравилось гладить медицинскую форму перед сменой. Я имела смелость признаться себе в этом и начала обдумывать пути отступления.
Тогда я первая задала себе вопрос, который потом звучал сотни раз от других людей: «Ты столько лет потратила — не будешь жалеть, если все бросишь?». Я ощутила, как сильно буду жалеть, если не брошу. Страшно вырасти, так и не узнав, кем хочешь стать, но еще страшнее — жить не своей жизнью.
В активном поиске себя я все больше и больше отдалялась от работы по специальности. Пару значимых чекпоинтов:
• проводила арт-терапию в качестве волонтера;
• делала массажи детям от 0 до 12 месяцев;
• была воспитателем в еврейском детском саду;
• оказалась в техподдержке IT-компании и там по чуть-чуть стала выдыхать.
Впервые почувствовала себя в своей тарелке два года назад, на нынешнем месте работы — в маркетинге компании, которая доставляет грузы из Китая в Украину. По иронии, теперь я каждый день воплощаю описание того факультета про коммуникационный менеджмент из абитуриентской брошюры. Словно мне понадобилось сделать крюк длиною в 10 лет, чтобы прийти туда, куда изначально тянуло.
Между всеми занятиями, за которые я бралась, нахожу кое-что общее: возраст человека не важен. Если ему просто и понятно объяснить — он сделает поделку по вашему заданию / выберет ваш сервис среди прочих / купит продукт, который вы предлагаете / (подставить свой вариант). Главное — не усложнять и не лениться отвечать на вопросы, пока их не останется. У меня это получается. Никакая из уже прожитых мною глав не была лишней. Наоборот, все навыки и знания переплетаются между собой. Если бы мне хотелось продать вдохновляющий вебинар, назвала бы его: «От педиатра до маркетолога без смс и регистрации… но с десятком проб, сомнений, курсов и книг».
Когда я бросила медицину, мой личный социум перевернулся с ног на голову. Свое недоумение высказывали все: от бывших одногруппников до соседей, имен которых я даже не помню. Выбирать себя, а не представления других людей о себе — это честность. Не делать этого — предательство. Не хочу даже думать, как должно быть грустно после 30-40 лет стажа признаться себе, что на самом деле хотелось носить на работу красивые платья и утверждать рекламные баннера, а не надевать халат и лечить детей.
Я убеждена, что ответы всегда рядом, нужно только не игнорировать свои вопросы
Вспомнила еще один пример — парень, который основал PayPal, изучал философию в Стэнфорде. Если бы он углубился в специальность, мир онлайн-платежей был бы другим. Я не знаю хуже или лучше, просто без PayPal. Если бы я углубилась в специальность, мой мир тоже был бы другим. А я очень люблю тот, что есть сейчас.
Фото: @lindseyholland_
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО