Мультфильмы всегда занимали нишу детского, несерьезного кино. Они были красочными, веселыми и поучительными в основной своей массе. Посему каждый взрослый будто бы стыдился просмотра анимационных лент, мысленно принижая их значимость. Безусловно, во все времена существовали исключения, но первыми, кто постарался «подружить» все возрасты с мультипликацией, стали творцы из студии Pixar. Именно благодаря их стараниям мы сегодня можем не только включить ребенку мультфильм, но и с радостью присоединиться к просмотру. Работы Pixar имеют несколько подуровней, предоставляя юной аудитории возможность довольствоваться понятным юмором и общим посылом, а старшей — проникаться более серьезными темами и незаурядными выводами из них.
Сегодня предлагаю вспомнить несколько важных картин последних лет, которые языком мультипликации пытаются донести нечто более весомое, нежели даже обычное игровое кино. В подборке не будет ранее упомянутых творений Pixar просто потому, что практически каждое в таком случае будет обязано оказаться в этом списке, ведь планка их качества одинаково высока. Вместо этого попытаемся вспомнить менее массовые, но не менее интересные «жемчужины», что подарил нам великий кинематограф.
«Аномализа» принадлежит руке небезызвестного в узких кругах кинематографиста Чарли Кауфмана. Он выступил сценаристом и режиссером картины (в постановке ему помогал Дьюк Джонсон). Мультфильм создан с помощью покадровой анимации. Местами чересчур достоверной. Это, конечно же, для ленты только плюс, потому как с первых кадров действо воспринимается не как какой-то детский утренник, а вполне серьезное полотно с заявкой на натуралистичную личностную драму.
Так и получается: главный герой Майкл Стоун (Дэвид Тьюлис) прилетает в Цинциннати, чтобы выступить перед аудиторией с лекцией по обслуживанию клиентов. Его последняя книга стала настоящим фурором в этой области, отчего мужчина является своего рода локальной легендой. Правда сам Майкл не рад ни этому факту, ни своей жизни в принципе. У него довольно натянутые отношения с семьей, незакрытый гештальт с бывшей пассией. Словом, весь мир и собственное существование угнетает его до той поры, пока он не встречает Лизу, ту самую «Аномализу».
Второй кукольный мультфильм с использованием покадровой анимации, снятый Уэсом Андерсоном. Один из самых ламповых современных режиссеров вновь не изменяет себе: фирменная симметрия присутствует, звездный каст — на месте, музыкальное оформление — максимально аутентично, а главная тема — актуальна до безобразия. Завязка, следуя многим канонам антиутопий, представляет собой довольно типичный неприглядный мир, в котором главные герои должны победить зло и восстановить справедливость.
Мэр японского города выселяет всех собак на мусорный остров, откуда ни одному животному еще не удалось сбежать. Находящийся под опекой мэра, мальчик Атари (Кою Ранкин) решает во что бы то ни стало спасти своего четвероного друга. В его приключении ему помогают и другие собаки: Шеф (Брайан Крэнкстон), Рекс (Эдвард Нортон), Король (Боб Балабан), Дьюк (Джефф Голдблюм) и Босс (Билл Мюррей). Вместе они ищут нужного пса, а также способствуют устранению тоталитарного режима, который превозносит кошек выше других животных.
Пожалуй, самый детский из всех представленных мультфильмов. Во всяком случае в плане анимации и гиперболизации показанного на экране. Тем не менее, пусть вас не смущает излишняя цветастость и броскость творения Майкла Рианда и Джеффа Роу, поскольку за этой ширмой вас ждет куда более глубокая история, посвященная извечной проблеме отцов и детей.
Кэти (Эбби Джейкобсон) снимает, скажем так, не совсем обычные арт-короткометражки. Ее отец Рик (Дэнни Макбрайд) увлечения дочери не понимает и не разделяет, относясь ко всем этим роликам как к продукту крайне сомнительного качества. Но вот пришел тот самый момент сепарации девочки от ее родителей, ведь она поступила в киношколу, и теперь ей нужно улетать в другой город на учебу. Находчивый папа решает, что лучшим способом для урегулирования всех взаимных претензий станет совместная поездка на машине через полстраны. Так семья Митчеллов и отправляется в дорогу, на которой их встретят не только ссоры, но и вынужденное спасение человечества от нашествия роботов.
Абсолютно грандиозный, гротескный и мрачный мультфильм, принадлежащий руке Фила Типпетта. Фил работал над проектом более 30-ти лет, долго размышляя сначала над концепцией, потом корпя над раскадровками, а затем и над самими съемками. И получился ни много ни мало архаичный, практически бессюжетный ужас в обертке декораций из мусора и урбанистических пейзажей. Описать мультфильм подробнее едва ли представляется возможным, потому что это исключительно эмоциональное переживание, которое достигается путем погружения в совершенно иной, чудовищный мир, подобие которого вы могли встречать в литературе Лавкрафта и Лиготти. Здесь один путник сменяется другим; глубины располагаются в других, еще более потаенных впадинах; а все живые существа либо перманентно умирают, либо перманентно убивают. Зрелище хоть и отталкивающее, но одновременно с этим безумно завораживающее.
Единственный короткометражный мультфильм в подборке. Несмотря на это, он самый важный из всех представленных ранее полнометражных собратьев. Эта картина снята и написана Майклом Говье и Уиллом МакКормаком, за нее же они получили статуэтку «Оскар» в 2021 году.
История, рассказанная в этой ленте, и не рассказана вовсе: здесь нет ни диалогов, ни привычного повествования. Есть только два потерянных человека, что живут под одной крышей, но при этом бесконечно далеки друг от друга из-за одного ужасного инцидента. Они явно потеряли родного им человека, но кого и при каких обстоятельствах, вам придется узнать самостоятельно, посмотрев эту небольшую (12 минут), но крайне важную, душераздирающую картину. Скажу лишь, что подобные работы пусть и не несут в себе большой художественной ценности, однако делают нечто гораздо важнее, — они говорят о тех вещах, что действительно влияют на нашу жизнь и, к сожалению, могут случиться с каждым из нас.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО