МЫ РАБОТАЕМ ДО 28 ДЕКАБРЯ
Бесплатная доставка от 15 000 руб 

В тени гения: Зельда Фицджеральд, Надежда Мандельштам, Симона де Бовуар

Жена гения — это, как известно, особая «профессия». Роль спутницы великого писателя словно бы исключает все остальные возможные жизненные роли и амбиции. Каков бы ни был талант женщины, он всегда остается в тени творчества её мужа. Софье Андреевне Толстой отдают должное за её труд в переписывании черновиков «Войны и мира» — а о её скромных попытках литературной деятельности мало кто вспоминает. Хотя юношескую повесть Софьи «Наташа» сам Лев Николаевич оценивал весьма благосклонно: «Дала прочесть повесть. Что за энергия правды и простоты».

 

Вот ещё три книги женщин-писательниц, которые заслуживают отдельного от их мужей разговора.

Зельда Фицджеральд «Спаси меня, вальс»

В общественном сознании Зельда осталась умственно-помешанной женой гения, которая только и делала, что отвлекала великого Фрэнсиса Скотта от работы своими эксцентричными выходками. А ведь ещё в середине 20-х она публиковала небольшие очерки в журналах, а в 1932 году — уже находясь на лечении в психиатрической клинике — написала свой главный роман. «Спаси меня, вальс» — беллетризованная история их брака — привела Фрэнсиса в ярость. Он сурово раскритиковал саму идею жены использовать биографические подробности в художественном произведении — потому что именно это он планировал сделать в книге «Ночь нежна».

 

Знаменитый муж навсегда закрыл Зельде путь в большую литературу, публично назвав её «третьеразрядным писателем», что, впрочем, не помешало ему использовать её личные письма для своего романа. Естественно, без разрешения на то самой писательницы. Позже, на просьбу журналистов прокомментировать выход его книги «Прекрасные и проклятые» Зельда ответила:

Надежда Мандельштам «Воспоминания»

Поэтический дар и судьба Осипа Эмильевича затмили собой незаурядный талант его жены: до встречи с мужем она занималась живописью, а после его смерти издала два тома воспоминаний, которые сейчас можно смело назвать одними из важнейших документов эпохи. В своих мемуарах Надежда Мандельштам даёт строгую и бескомпромиссную оценку людям, событиям и общему политическому контексту, сохраняя предельную субъективность.

 

Историки и литературоведы до сих пор спорят об истинности тех или иных фактов, но современный читатель, привыкший к жанру автофикшн, в котором реальность преображается художественными средствами, а память рассказчика всегда ненадёжна и избирательна, может прочесть этот текст как очень проникновенный и поэтический рассказ о длинной жизни тонко чувствующего и рефлексирующего человека. И в этой роли «Воспоминания» становятся одним из лучших образцов жанра.

Симона де Бовуар «Прелестные картинки»

Симоне, как творцу, повезло больше — просто потому, что жизнь с Сартром не предполагала для неё отречения от своего таланта. Более того, де Бовуар явила собой пример предельно последовательного его осуществления. В альбоме своей школьной подруги она написала, что мечтает стать «известным писателем», и шла к этой цели всю свою жизнь, не отвлекаясь на постороннее. Она работала наравне (и вместе) с Жан-Полем практически каждый день — как думала сама писательница, это получилось лишь потому, что она всегда охраняла свою независимость и фактически никогда не вела с Сартром совместный быт.

 

Сияние таланта Симоны как писателя померкло в тени славы философа, и все же её библиография не может не вызывать уважения. «Второй пол» стал библией феминисток второй волны, «Мандарины» получили заслуженную Гонкуровскую премию, а тома личных писем не уступают по увлекательности эпистолярным романам. «Прелестные картинки» — небольшой роман о работнице рекламного агентства, выдержанный в свойственном Симоне феминистском, критическом и предельно рефлексивном тоне — не получил столь широкой известности, а потому читается сегодня особенно свежо и поразительно актуально, стоит только заменить в своём воображении глянцевые картинки идеальной жизни более привычными нам сегодня фотографиями из соцсетей.

Фото: @1djun_

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО