НОВЫЙ ГОД
Бесплатная доставка от 15 000 руб 

Ги Бурден: цвет и провокация

В прежде приторный мир визуальной культуры ХХ века, где одна съемка повторяет другую, Ги Бурден добавил сексуальную провокацию, сюрреализм и много цвета, тем самым раз и навсегда изменив глянец и коммерческую съемку. 

Революционер fashion-фотографии родился 2 декабря 1928 года в Париже. Мать бросила Ги, когда ему едва исполнился год. Многие психологи утверждают, что это событие сыграло главную роль в отношении фотографа к женщинам, как на работе, так и в личной жизни. Модели часто вспоминали о тяжелых условиях работы, излишней требовательности и странном поведении.

Все началось с военной службы в 1940-х, в ходе которой Ги работал аэрофотографом. В 1950-х он стал протеже одного из самых влиятельных фотографов ХХ века Ман Рэя, а еще через 5 лет Vogue Paris впервые публикует работы Бурдена.

В середине 50-х юный Ги получает первый заказ от французского Vogue: рекламная съемка женских шляп. В качестве локации Бурден выбирает скотобойню: изящные модели на фоне туш животных. Реакция общественности была неоднозначной: критики были в восторге, читательницы «библии моды» просили вернуть потраченные на журнал деньги. С этого начинается сотрудничество Ги с Vogue, которое продлится более 30 лет. 

Пожалуй, самый знаменитый кадр Бурдена. Глаза модели закрывают несколько рук с одинаковым маникюром. Сын модного фотографа вспоминал, что изначально отец хотел уместить как можно больше разных цветов лака в одном снимке. Идея эволюционировала, а кадр с красными ногтями стал визитной карточкой фотографа.

Бурден по большей части занимался рекламными кампаниями. В его работах модель играла лишь роль антуража, а внимание зрителя было приковано к продаваемому продукту, который всегда являлся частью тщательно продуманных сцен, а не очередной парой туфель среди сотен других.

В середине 1960-х Бурден знакомится с Роланом Журданом, сыном обувного дизайнера Шарля Журдана. Результатом этой встречи стало 17 лет рекламных съемок для бренда Charles Jourdan. Серия «Гуляющие ноги» была снята в 1979 году в Великобритании. Ассистент фотографа делал дырку в земле или брусчатке и при помощи штырей закреплял обувные манекены в рекламируемых туфлях, создавая иллюзию движения в кадре. Никакой ретуши.

Обувь в кадре у Ги играет главную роль, представляя собой объект желания. Зачастую фотограф отказывался от модели в кадре. Например, одна из рекламных кампаний представляла собой снимок, который будто сделан на месте автокатастрофы: сумерки, карикатурный силуэт женщины, нарисованный мелом на асфальте, и пара ярких розовых туфель. 

 

Впервые работы французского фотографа были не просто стоп-кадрами с красивых съемок, они представляли собой целую историю с завязкой, сюжетом и концом. При этом каждый может интерпретировать ее по-своему.

Фотошопа тогда не существовало, так что магию нужно было творить в процессе съемки. Создать иллюзию падения было достаточно просто: стул расположен под углом, задние ножки прибиты к полу, а модель облокачивается на выступающую из стены планку.

В конце 70-х Ги делает очередную съемку для Charles Jourdan, на этот раз в Америке. Модель протягивает вперед только что сделанный полароидный снимок, будто демонстрируя его зрителю. Позже прием «фотография в фотографии» будет использован Бурденом еще не раз.

Работы эксцентричного фотографа интерпретируют по сей день. В 2003 году Мадонна выпустила клип на песню «Hollywood», в котором все образы певицы будто сошли с бурденовских работ. Ядовитые цвета, смелые позы и фокус на ноги. Без внимания клип не остался: сын известного фотографа Самюэль подал на певицу в суд за плагиат. 

Работы Бурдена даже спустя полвека по-прежнему выглядят скандальными. Главные составляющие его фотографий: нестандартное использование цвета, кадрирование и нарратив. Возможно, в этом и заключается секрет их бессмертия. 

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО