Эта зрелая проза — под стать сочным осенним краскам за окном. Она волнует, заставляет размышлять и воспринимать мир во всей его полноте.
Бертольд Брехт «Трёхгрошовый роман»
Обмануть другого — отчего же нет?! Это могло быть честным намерением делового человека.
Ловкие девицы, аферисты всех мастей, циничные дельцы и... нищие, тщательно экипированные сообразно «пяти основным типам убожества, способным тронуть человеческое сердце» — добро пожаловать в Лондон начала XIX века.
Герои «Трёхгрошового романа» на редкость колоритны. Почти респектабельный коммерсант Мэкхит (в прошлом уличный грабитель), желающий прибрать к рукам солидный банк; делец Пичем, заведующий нищими Лондона (всякий нищий, желающий промышлять на улицах города, обязан выправить у него лицензию и получить «экипировку»); маклер Кокс, наживающийся на государственных подрядах, и многие, многие другие.
«Трехгрошовый роман» — царство гротеска и сарказма, где реальность искажена и будто вывернута наизнанку. Брехт создал остроумный и сильный социальный роман, но главное, что им сказано, — сказано между строк.
Теодор Драйзер «Стоик»
Сила одерживает победу, слабость терпит поражение.
«Трилогия желания» («Финансист», «Титан», «Стоик») создавалась писателем на протяжении тридцати с лишним лет и «Стоик» — её завершение. В центре сюжета — финансовый магнат Фрэнк Каупервуд. Он — хищник, но его обаяние и ум не могут не привлекать.
Дальновидный и жёсткий, он ничуть не стесняется называть вещи своими именами. Его способности разбираться в людях позавидует психолог, а чутью эстета — опытный коллекционер. Он настолько точно выверен психологически, что сам похож на произведение искусства. Звучит, как панегирик Каупервуду, а ведь современники Драйзера заклеймили его аморальным, абсолютно безнравственным персонажем.
Первые книги трилогии так насыщены событиями, что их сложно читать. Но «Стоик» — роман философский. Драйзер подводит своеобразный итог долгих лет размышлений о природе человека, свободе и красоте. И, как ни парадоксально, напоминает о том, что, замечаете вы или нет, а жизнь проходит. И лучшее, что можно сделать — это взять её в свои руки.
Уильям Фолкнер «Шум и ярость»
Ты путаешь грех с неприличием. Женщины этих вещей не путают.
Перед нами история семьи: обрывки воспоминаний, ассоциаций, образов и неотступных мыслей преследуют каждого из братьев Компсонов на свой лад. Бенджи болен от рождения, Квентин тяжело переживает позор добрачной связи любимой сестры, а Джейсон — холодный, озлобленный, мстительный — убеждён, что измотан заботами о семье. Точнее, о том, что некогда было их семьёй.
Повествование делится на три части, каждая из них ведётся от лица одного из братьев. Это сплошной поток сознания, бессвязный текст, лишённый логики и знаков препинания. И всё же, со временем начинаешь чувствовать героя. Фолкнер даётся непросто. Но оно того стоит.