МЫ РАБОТАЕМ ДО 28 ДЕКАБРЯ
Бесплатная доставка от 15 000 руб 

Книжная полка: американская литература второй половины ХХ века

Автор: Лейла Будаева

Эти романы написаны более полувека назад, но тиражи, с которыми их переиздают в наши дни, говорят об одном: они ничуть не утратили актуальности.

Торнтон Уайлдер «Мартовские иды»

События, кульминацией которых стало убийство Гая Юлия Цезаря в мартовские иды 44 года до нашей эры, описаны в полусотне писем. Они интимны, лукавы, льстивы — реже искренни без всякой корысти. Динамичная, захватывающая фантазия Уайлдера о последних днях Римской республики не претендует на достоверность. Подлинно римскими в романе являются лишь стихи Катулла, чью настоящую прелесть оценит лишь тот, кто владеет латынью, и послесловие историка I века нашей эры Светония Транквилла из труда «Жизнь 12-ти цезарей», но кто в это поверит? Книга убедительна и полна жизни. 

Джон Уильямс «Стоунер»

Стоунер умён, понятлив и наблюдателен, но, если можно так выразиться, апатичен. Эта апатичность при способности и потребности любить привела его к жизни унылой и почти отшельнической. Очевидно неудачный брак с Эдит сломал судьбу их единственной дочери — и это при страшном в своей искренности желании малышке добра. Но с запуганной и ничего непрощающей Эдит всё было не так с самого начала. Брак для неё был попыткой избавиться от полумёртвого существования в чинном доме родителей. Попытка не зачтена, ведь свою неуверенность, болезненность и страхи она взяла с собой.

 

Стоунер почти не был счастлив. Или был? Сотню раз он мог повлиять на ход вещей, просто-напросто заговорив: убеждённо и настойчиво. Почему он безропотно прощался с упущенными возможностями? Не потому ли, что в тишине своего кабинета и в окружении любимых книг он был предоставлен сам себе? Быть на виду, быть тем, с кем считаются, — утомительно и сложно. А уйти в сторону — всем нам знакомый способ мириться с обстоятельствами. Не примите за слабохарактерность: ему это просто удобнее. О судьбе героя сказано немало претенциозного — и критиками, и поклонниками романа. Но, кажется, Стоунер прожил так, как сам того хотел. 

Кен Кизи «Песня Моряка» 

На первый взгляд, с сюжетом всё просто: группа голливудских киношников приезжает в Богом забытый городишко Квинак на побережье Аляски, чтобы снять фильм по мотивам преданий алеутов. Декорации на месте мусорных свалок и свирепого вида рыбаки в качестве массовки — занятно, разве нет? Но потом всё становится сложно. Узнав этих колоритных персонажей лучше, вы поймёте, что каждый из них топит в обилии выпивки что-то своё. И будьте готовы к нецензурной брани. От нее, конечно, коробит, но в речи суровых квинакцев естественным и уместным было бы, наверное, и не такое. 

 

Кизи считается одним из главных писателей бит-поколения, и «Песню моряка» иной раз высокопарно называют предостережением об опасности воплощения «американской мечты». Думаю, всё проще. Это гротескный апокалипсический роман о маленьких трагедиях самых обычных людей.

Фото: Places and Books

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО