О жизни и людских пороках: 5 французских писателей XIX века и их творения

Автор: Адель Аскаркызы

Почему именно Франция? Помимо завораживающих видов, красот и великолепных достопримечательностей, эта страна имеет особую историю, очень увлекательную и полную событий. Революции, реставрации, войны и перевороты — богатый ассортимент потрясений. Именно в XIX веке во Франции происходит переворот Наполеона Бонапарта, принимается новая Конституция, а знаменитый полководец впоследствии становится императором. Кроме того, происходит реставрация Бурбонов и, немаловажно, Июльская революция.

 

В произведениях второй половины XIX века, помимо историй главных героев, идет повествование о народе, о жизни во время и после переворотов, описываются характеры людей того времени, а также раскрываются все пороки, которые и по сей день люди могут за собой замечать.

 

Итак, пять авторов того времени и их произведения, которые стоит прочесть!

Фредерик Стендаль «Красное и черное»

Стендаль известен своим интересом к политике, статьями и памфлетами, в которых он высказывал личную точку зрения. Писатель был абсолютным противником монархии, а потому критически относился к власти Наполеона, считая его деспотом, однако, стоит заметить, все же восхищался его личностью и героизмом. Стендаль не признавал правление бурбонов, был противником церкви и ненавидел проявление рабства в любом смысле этого слова. Многие свои мысли он «высказывал» в произведениях.

 

Его самый известный роман «Красное и черное» вышел в свет в 1830 году. Интересно то, что он основан на реальных событиях, произошедших в 1827-м. Произведение повествует о незаурядном молодом человеке по имени Жюльен, который не вписывается в общество и ищет в нем свое место. Целью романа является описание картины мира того времени. Наполеона больше нет, Францией правит ложь и лицемерие. Жюльену не остается ничего другого, кроме как играть по правилам. Главный герой часто рассуждает, что, если бы Бонапарт еще был, ему не пришлось бы вести себя подобным образом.

 

Стендаль говорит о предреволюционном времени, смутном и полном заговоров. Красный и черный — цвета того периода. С одной стороны — цвет мундиров армии Наполеона, с другой — священническая сутана. Цвета крови и смерти, революция и мрак.

Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа»

«Шагреневая кожа» — одно из первых творений Оноре де Бальзака, которое уже весьма подробно изображает современное общество.

 

Писатель публикует роман в 1831 году. По его словам, книга должна была сформулировать нынешний век, жизнь и эгоизм. Главный герой — молодой человек по имени Рафаэль де Валантен, ученый, отчаявшийся и доведенный до нищеты из-за Реставрации, произошедшей в 1829 году. Он совершает своего рода «сделку» с лоскутком шагреневой кожи, после чего его жизнь переворачивается вверх дном.

 

В данном романе Бальзак соединил всевозможные элементы человеческого существования: общество, жаждущее денег и похоти, эгоизм, любовь, ненависть, страдание и наслаждение. Также очень любопытно сочетание реальной жизни и фантастики. Шагреневая кожа — воплощение власти денег, эгоизма, себялюбия. То, насколько сильно деньги влияют на разум и судьбу человека, не поддается логике. Таким образом, волшебные, фантастические мотивы послужили Бальзаку описанием человеческого общества, обнажив все его качества и пороки.

Проспер Мериме «Венера Илльская»

Проспер Мериме — знаменитый французский писатель-новеллист. «Венера Илльская» вышла в свет в 1837 году, тщательно продуманная, так как в ней есть не только конфликт, не только кульминация, но и предыстория, а также краткие, но подробные характеристики персонажей. Кроме того, в новелле две истории сливаются, точнее одна «наслаивается» на другую.

 

Произведение повествует о молодом человеке, который по просьбе некоего господина П. отправляется в каталонский городок Илль. Здесь же будут происходит странные мистические ситуации, связанные с недавно найденной статуей, не поддающиеся точному объяснению.

 

В «Венере Илльской» обычная бытовая жизнь переплетается с фантастическими происшествиями, при этом художественная гармония не страдает, а мистические мотивы становятся реалистичными. Статуя, главная героиня новеллы, есть символ красоты, противостояния буржуазной среде, в которой браки по расчету считаются делом обыденным. Денежные отношения всегда приводят к пагубным последствиям, к потере духовных и нравственных качеств человека, а любовь, как духовное начало, проигрывает.

Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»

На сегодняшний день Гюстав Флобер считается одним из великих писателей Франции, хотя его современники так не думали: его произведения считались непристойными и аморальными.

 

В 1856 году Флобер выпустил скандальный роман «Госпожа Бовари». Писатель старался максимально точно описать французскую действительность, общество, особенно провинции в период между 1830 и 1848 годами (время между двумя революциями). Не зря же «Провинциальные нравы» — это подзаголовок романа, а под провинцией подразумевается вся Франция. Он продемонстрировал это в повествовании о несчастной женщине, в чьем образе, помимо ее вкусов, ограниченности в знаниях о жизни, нелепости воображаемого мира, который она сама себе создала, помимо придуманного идеала человека, которого она искала в своих любовниках, был выдвинут на передний план трагизм.

 

Одно из главных новшеств Флобера — отсутствие обращения к читателю. Нет никаких размышлений и философствования. Писатель не обращается к читателю, не использует описания в несколько страниц и исключает возвышенные речи. В этом и заключается весь шарм романа.

Виктор Гюго «Отверженные»

Виктор Гюго — великий писатель, поэт и драматург. Его бессмертные произведения по сей день не теряют своей актуальности, они презирают несправедливые законы общества и борются за права честных людей.

 

Роман-эпопея «Отверженные» создавался на протяжении 30 лет и увидел свет в 1862 году. Действия происходят во времена Реставрации, когда Наполеона нет и власть переходит в руки старой монархии. Один из главных героев, бывший каторжник Жан Вальжан, проходит тяжелый путь: переход из черствой несчастной души к душе нравственно высокой, благочестивой. На протяжении всего романа в герое происходит внутренняя борьба, с которой ему приходится справляться.

 

Гюго повествует о жизненном пути людей «от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине. Исходная точка — материя, конечный пункт — душа». Духовное становление — как личность, тяжелые ситуации или закаляют их, или губят. Отверженные окончательно «сходят со сцены», когда самые низшие слои общества поднимаются и отдают свои жизни ради светлого будущего.

Фото: @jordanrisa

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО