Посещение музея может подарить массу эмоций, информации, фото для Instagram-блога и натолкнуть на размышления. А может разочаровать и отвадить от выставок на всю жизнь.
Я, как деятель искусства, хочу, чтобы люди увидели вживую то, что не передать через экран телевизора или смартфона. И так как сегодня выставки привлекают все больше посетителей, даже тех, кто никогда не был в музее, — делюсь лайфхаками, как получить от этого удовольствие.
Те, чья жизнь никак не связана с искусством, зачастую воспринимают поход в музей как школьную экскурсию. Особенно, если вы росли в небольшом провинциальном городе. Тогда, скорее всего, это был музей крестьянского быта или обороны и тыла в местной школе или Доме культуры. А настоящую живопись привозили из областного центра раз в квартал.
Или, например, вы живете поблизости с Эрмитажем, но никогда туда не стремились. В любом случае, если вы чувствуете, что готовы познать искусство, стоит попробовать сходить в крупный музей.
Выберите выставку, которая хоть немного откликается в вас
Если вы ощущаете прилив сил, разглядывая работы импрессионистов — сходите на Дега, Ренуара, Моне или Мане. Если вам ближе карандашные наброски — найдите экспонирующуюся графику. Повод к посещению может быть любой — пусть даже вы просто желаете красивые фотографии, как у блогеров, на фоне работ в тяжелых золотых рамах. Важно не то, что вас подтолкнуло пойти в музей, а то, что вы решились туда отправиться.
Подготовьтесь к походу
Соберите информацию о предстоящей выставке — поищите отзывы в интернете, на странице самого музея или по хештегам. Если это крупная выставка в столичном музее, то наверняка про нее уже написали авторитетные издания и сняли сюжет на ТВ. Так вы будете готовы к тому, что увидите, а возможно еще больше захотите узнать про работы, услышав истории их создания, интересные факты и биографии авторов. Запомните или запишите название картин, которые особенно хочется посмотреть вживую.
Найдите подходящую компанию
Несомненно, сегодня даже музейная отрасль идет навстречу интровертам. Можно слушать аудиогид или считывать QR-коды с табличек под картинами, чтобы узнать информацию о работах и их авторах. Но именно перед произведениями искусства чаще всего начинают разговаривать. Порой даже с незнакомцами. Работы, вызывающие эмоции, даже самым молчаливым людям дают возможность общения.
Берите с собой художника или искусствоведа. Если вы совершенно не смыслите в живописи, такой человек подскажет вам интересные моменты: например, про освещение, тон краски, особенности композиции и мазка. Если же вы сами не профан в этой сфере, то тем более будет интересно обсудить увиденное с понимающим происходящее человеком.
Не бойтесь заговорить с незнакомцами
Например, со смотрителями или рядом стоящими зрителями. Спросите, заметили ли они то, что видите вы на этой работе, или поделитесь интересным фактом, который узнали при подготовке к походу в галерею.
Так на выставке «Щукин. Биография коллекции» я минут 10 слушала совершенно незнакомого мне человека, который рассказывал, как сейчас выглядит уголок, запечатленный в масле 100 лет назад.
Захватите с собой фотоаппарат, блокнот, наушники
Если вы человек настроения, тонко чувствуете атмосферу и хотите скорее отдохнуть от общения — включите в наушниках музыку. Отлично подойдет классика, что-то инструментальное или даже звуки природы.
Заранее поинтересуйтесь можно ли снимать работы. На каких-то выставках это допустимо без использования вспышки, на каких-то категорически запрещено. Не забывайте фотографировать таблички, чтобы потом легко найти информацию про картину. Или делайте пометки в блокнот.
Необязательно смотреть каждую работу
Это скорее антиправило, в противовес тому, как водили школьные экскурсии в моем детстве, лет 20 назад. Когда экскурсовод стремился сказать про абсолютно каждую вещь на витрине или стене. Не стесняйтесь проходить мимо, если чувствуете, что вам неинтересно. Поверьте — даже художники и искусствоведы порой не придают значения некоторым работам. Лучше сосредоточится на тех, что искренне нравятся.
И напоследок — доверьтесь себе. В искусстве и его понимании нет оценки «плохо» и «хорошо». Вся суть в том, что каждый видит абсолютно свое.
Если вживую работы художника понравились меньше, чем на фотографиях в интернете или наоборот — это нормально. Если какая-то картина вызывает у вас желание разглядывать ее все больше и больше, а на какую-то и взглянуть не хочется — это тоже нормально. Даже если рамка и подсветка приглянулись вам больше самой работы — ничего страшного. Ведь это ваше личное восприятие. И главное, что вы не остались равнодушным.
Фото: @heyhegia
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО