МЫ РАБОТАЕМ ДО 28 ДЕКАБРЯ
Бесплатная доставка от 15 000 руб 

«С высоты птичьего полета»: легенда fashion-журналистики Сьюзи Менкес

«Генерал моды», «Самурай Сьюзи», легенда fashion-журналистики, модный критик, не дающий покоя как начинающим амбициозным дизайнерам, так и великим кутюрье. Сьюзи Менкес, после шести лет работы международным редактором Vogue, обьявила о своем уходе. Значит ли это, что она завершает свою карьеру? Только не Сьюзи. Вся ее жизнь — это доказательство любви к моде.

Так обратилась к публике Сьюзи Менкес, занимавшая пост международного редактора Vogue International более пяти лет. Конечно, свою должность она покинет не сразу, а только после осеннего сезона Недели моды, когда напишет обзоры на новые коллекции. Кроме этого, ежегодная конференция Conde Nast Luxury Conference, которую курировала Сьюзи в этом году, по понятным причинам не состоится.

Менкес — одна из самых влиятельных критиков, без которой не обходится ни один модный показ. Ее ценят за прямоту и честность, за то, что для нее нет знаменитых или начинающих дизайнеров. Главное оружие журналиста — слово, а слово Менкес очень весомо в мировой моде. Сейчас она желанный гость на любом показе, для нее всегда зарезервированно место в первом ряду. Но так было далеко не всегда — в начале карьеры Сьюзи даже выгоняли с показов.

Менкес родилась 24 декабря 1943 года в Англии. Любовь к красоте и моде она унаследовала от родителей. Ее отец погиб на войне за несколько месяцев до рождения дочери. Сьюзи вспоминает об отце, как о «настоящем денди». Во время эвакуации тот захватил с собой только пару шелковых носков.

Жить на пенсию вдовы было сложно в курортном Брайтоне, и мать Сьюзи вместе с детьми переезжают в небольшую деревушку.

Успешно окончив школу в Брайтоне, она уехала в Париж учиться на модельера в одну из самых известных школ ESMOD. Менкес не любит говорить, почему так и не стала дизайнером. По одной из версий она не смогла смириться со строгими правилами школы и давлением со стороны преподавателей.

Да, модельером Сьюзи не стала, но после такой суровой подготовки она может определить на глаз, хорошо ли сшита вещь. И не каждый модный обозреватель способен отличить долевую нить от косой.

Во Франции Менкес жила в семье русских эмигрантов. Именно хозяйка дома однажды взяла ее с собой на кутюрный показ Nina Ricci. Шоу произвело на нее сильное впечатление и предопределило будущую судьбу: она поняла, что ей больше интересно описывать модные показы, чем шить наряды для них. Примечательно, что на том шоу ей был сделан строгий выговор за то, что она делала зарисовки шляп в своем блокноте.

Вернувшись из Парижа, Сьюзи выиграла грант и поступила в Кембриджский университет на отделение английской литературы и истории. Там же она начала писать для университетской газеты Varsity, а ее рубрика называлась «С высоты птичьего полета». К концу года Сьюзи стала главным редактором. При такой загруженности у нее оставалось время для лекций по английской литературе и истории, которые она читала для младших курсов.

После окончания университета Сьюзи получила работу младшего обозревателя моды в лондонской газете The Times. Здесь же она и познакомилась со своим будущим мужем, корреспондентом Дэвидом Спанье. В 1969 году они поженились, и она приняла его веру — иудаизм. Примечательно, что многие дизайнеры не устраивают свои показы в Йом-кипур — один из самых важных иудейских праздников, потому что в этот день Сьюзи не сможет посетить шоу.

 

В 24 года она получает должность модного журналиста в London Evening Standart, где ее наставником становится Чарльз Винтур. 

Большим прорывом в карьере стало приглашение в газету International Herald Tribune в качестве главного модного критика. Ради этой работы Сьюзи переехала в Париж. 

В штате газеты Сьюзи была одним из самых авторитетных сотрудников. Она работала по 16 часов и посещала около 600 шоу в год. Даже получив серьезную травму колена, она ездила на показы в инвалидной коляске.

Но всему приходит конец. После 25 лет в Herald Tribune, она ушла. А новой работой стала должность международного редактора Vogue, а также организация ежегодной конференции Conde Nast International Luxury.

Отличительной чертой Менкес является честность и прямота. Она не делит дизайнеров на «успешных» и «начинающих». Если коллекция ей не понравилась, она не принимает в расчет прошлые заслуги. Для молодых дизайнеров присутствие Сьюзи на показе является своего рода индикатором, признаком того, что они преуспели. 

Кутюрье относятся к Менкес с большим уважением. Альбер Эльбаз говорил: «Никто из нас не начинает шоу, пока она не появится в зале. А я вообще не могу уснуть после показа новой коллекции, я жду утренней газеты с рецензией Сьюзи». София Кокосалаки, экс-креативный директор Diesel Black Gold, вспоминает, что «...только тогда, когда она пришла на мое шоу, я поняла, что я дизайнер». Еще никому не известного Эди Слимана она назвала «талантливым автором, которого ждет по-настоящему большое будущее». Именно Сьюзи разглядела потенциал Джона Гальяно, а позже сама и критиковала его. Один молодой дизайнер, которому не понравилась критика Менкес в адрес его коллекции, отказал ей в приглашении на следующий показ. После этого многие из индустрии моды бойкотировали его шоу, таким образом выражая солидарность с беспристрастной позицией Сьюзи.

Анализируя коллекции, Менкес не опирается на свой личный вкус. Она разделяет те вещи, которые видит на подиуме, и те, которые будет носить в реальной жизни. Многие дизайнеры не раз выражали свое недовольство плохой рецензией. Сьюзи писала, что «век стеганой сумочки Chanel подходит к концу», реакция модного дома была незамедлительной: на следующий день они выкупили полосу в газете и написали «Нет, Сьюзи, ты не права!». Подобная ситуация была и с Valentino, но там для такой же ответной фразы кутюрье выкупил целую страницу. Ральф Лорен как-то сказал: «Как бы мне не было обидно читать строгую рецензию, я никогда не позволю себе обижаться на нее. Потому что в большинстве случаев критика Сьюзи справедлива и объективна». Были в обиде и такие именитые бренды, как Dolce & Gabanna, Prada, Antonio Marras. А все из-за того, что Менкес связала эстетику борделя в их коллекциях со скандальной репутацией премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Время от времени были проблемы с допуском на показы Gianfranco Ferre и Versace. Компания LVMH отказывала Сьюзи в приглашении на шоу из-за замечаний в адрес их коллекций. Были и конфликты с соседями по первому ряду — из-за статьи «fashion-цирк», в которой Менкес прошлась по модным блогерам.

Несмотря на свою острую критику, Сьюзи не раз писала, что дизайнеры...

Принципиальность проявляется не только в отношении к дизайнерам. Она никогда не появляется в нарядах из новых коллекций, потому что, как говорит сама Менкес, на зарплату журналиста она попросту не может себе их позволить. Многие Дома моды присылают ей бесплатные экземпляры своих новинок, но Сьюзи всегда отправляет их обратно с запиской:

У Менкес немало наград. Ее заслуги признаны неоднократно и на самом высоком уровне — экс-президент Франции Жак Ширак наградил ее званием кавалера Ордена Почетного Легиона, а английская королева вручила орден Британской империи. Сьюзи стала лауреатом премии British Fashion Awards в номинации «Особое признание» и является членом Британского совета моды. В 2009 году она получила докторскую степень Лондонского художественного университета за выдающийся вклад в развитие fashion-журналистики.

Вместе с наградами в жизни Сьюзи были и потери. В 2000 году умирает ее муж, Дэвид Спанье.

Несмотря на постоянную работу, она успевает уделять время своей семье: трем сыновьям и внучкам, а также и своему хобби — Менкес пишет книги о ювелирном искусстве и британской королевской семье.

Индустрия моды подгоняет всех под «золотой стандарт», но только не Сьюзи Менкес. Она крупная женщина, однако даже для Лагерфельда была безупречной, хотя он был известен своей неприязнью к полным людям. Сьюзи обожает одежду с яркими принтами.

В первую очередь Сьюзи обращает внимание на принт. Яркие наряды, выбивающиеся из общего ряда, до сих пор вызывают у нее самые сильные эмоции. Ее огорчает, что сейчас стало сложно одеваться, но тут же признается:

Одну и ту же сумку Prada она носит уже много сезонов подряд.

Сьюзи очень любит крупные украшения.

Фирменная прическа «помпадур» появилась случайно:

Стиль Сьюзи Менкес формировался еще с юности. Она шила всю свою одежду сама — у семьи не было денег. Да и в любом случае, чтобы иметь вещь, отличную от других, ее нужно было сделать самой. К 10-ти годам она шила всю свою одежду и ей захотелось шубу. Она села в автобус, поехала на скотобойню, взяла черно-белую коровью шкуру и смастерила из нее плащ.

В Кэмбридже она влюбилась в пару белых сапог Courreges. Проблема была в том, что студентов выпускали из университета только в определенные часы. Сьюзи собралась за сапогами глубокой ночью: она перелезла через высокую стену, используя свой университетский плащ, как веревку. Села на ночной поезд в Лондон, купила сапоги, а в полдень уже была на учебе.

В 2013 году Сьюзи провела онлайн-аукцион Christie's, продав более 80-ти предметов из своего гардероба. По ее нарядам можно понять, насколько она многогранная личность. Помимо британских дизайнеров, таких как Оззи Кларк, Билл Гибб, Джэнис Уэйнрайт и Foale & Tuffin, на аукционе были Versace, Christian Lacroix, смокинги Yves Saint Laurent, платки Hermes, психоделическое платье Emilio Pucci и подушки Chanel. Одним словом — там была представлена вся яркая жизнь Сьюзи Менкес. Она напоминает, что все это было куплено на бюджет журналиста. 

Вся одежда на аукционе имела смысл. Например, пижамный костюм от Emilio Pucci: это был ее первый визит во Флоренцию, и ее подруга, племянница Эмилио, Иданна Пуччи привела ее на вечеринку на холмах Фьезоле. Там она впервые пыталась говорить на итальянском с молодыми людьми Dolce Vita.

Сьюзи вспоминает платье от Оззи Кларка, которое просто жаждала заполучить на аукционе Наоми Кэмпбелл:

Для чего был устроен этот аукцион — распродажа почти всей своей жизни? Сьюзи продала свою коллекцию ради внучек, а их у нее три.

Старшая дочь одного из сыновей, Гидеона, уже идет по стопам своей бабушки и берет уроки шитья в Лондоне. Голос Сьюзи дрожит от гордости:

С уходом из Vogue карьера Сьюзи Менкес не заканчивается — она, как и прежде, полна сил для новых свершений. В апреле она запустила собственный подкаст «Creative Conversations with Suzy Menkes». Для него Сьюзи будет брать интервью у дизайнеров, генеральных директоров брендов и других представителей модной индустрии. Гостями подкаста уже стали Мария Грация Кьюри, Марин Серр и Альбер Эльбаз.

 

Будучи студенткой, Менкес пробиралась на модные показы тайком, а сейчас самый горячий вопрос утром после шоу: «Вы читали Менкес?». Где бы она не работала и какую бы должность не занимала, этот вопрос останется актуальным еще долгие годы.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО