При упоминании имени того или иного писателя в голове часто автоматически всплывает название его произведения-визитной карточки, например, у Булгакова — это «Мастер и Маргарита», а у Эмили Бронте — «Грозовой перевал» и так далее. Эти знания у нас в голове формируются благодаря школьной программе, спискам вроде «100 книг, которые должен прочитать каждый», и, зачастую, многих писателей мы видим лишь в одном свете и награждаем их определенным ярлыком. Творчество многообразно, и часто писатели пробуют себя в новом, несвойственном им жанре, и это тоже интересно!
Джек Лондон «Смирительная рубашка, или Странник по звёздам»
Идея этого романа легла в основу фильма 2005 года с Кирой Найтли и Эдрианом Броуди «Пиджак» — а именно, возможность перемещаться во времени и пространстве будучи заключенным в смирительную рубашку. Признаться, от книги взята только эта идея, само же произведение гораздо масштабнее. Главный герой не просто перемещается в ближайшее будущее и прошлое, он обладает возможностью возвращаться в свои прошлые воплощения — эзотерический посыл о бессмертии души и ничтожности и уязвимости материального. Перед читателем предстаёт Джек Лондон фантаст, однако, выбрав необычный для себя жанр, автор остаётся верен себе, звонко прослеживаются мысли о силе и безграничных возможностях человеческого духа.
Жизнь — вот что и реальность, и тайна. Жизнь безгранично шире, чем просто различные химические соединения материи, принимающие те или иные формы. Жизнь — нечто непрекращающееся. Жизнь — это неугасающая огненная нить, связующая одну форму материи с другой. Я знаю это. Жизнь — это я сам.
Ф. М. Достоевский «Сон смешного человека»
Совсем коротенький рассказ, в котором, однако, сконцентрированы основные идеи творчества Достоевского. В центре повествования довольно типичный для автора герой — униженный, жалкий, ненавидящий себя и всё окружение, но... после этого НО и начинается самое интересное. Произведение написано в жанре фантастики или эдакой сюрреалистичной притчи. Маленький человек решает покончить жизнь самоубийством и... засыпает. Во сне он попадает в иной мир, которому чужды злоба, зависть, жадность, всё то, чего в избытке, и что так ненавидит наш герой в мире реальном. И, казалось бы, вот она — утопия, но он — носитель знани1, этой заразы, которая отравляет воображаемый идеальный мир и низводит до уровня мира реального. В 25 страницах кроется невероятное количество сложных метафизических вопросов, и каждый читатель, как и герой, волен ответить на них по разному.
Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце, а между тем какие хитрейшие вещи проделывал иногда мой рассудок во сне!
Кадзуо Исигуро «Ноктюрны. Пять историй о музыке и сумерках»
У современных авторов тоже встречаются не столь известные, но не менее прекрасные произведения. О жанровом отличии, говоря о Кадзуо Исигуро, говорить не приходится, каждый его роман — это заигрывание с новым: фэнтези, антиутопия, эпистолярный роман. А на этот раз перед нами сборник рассказов, объединённых общей неспешной, слегка меланхоличной атмосферой с приглушённо звучащей на фоне музыкой. Пять вроде бы совсем разных историй, чудесным образом переплетенных превратностями судеб героев. Неспешная, лиричная, оставляющая приятное послевкусие книга.
Люди не такие уж разные. Что банкиры, что музыканты — все мы в конечном счете хотим от жизни одного и того же.
Фото: @josefinehj
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО