Как украсть миллион, или 3 самые громкие истории похищения произведений искусства

В фильме «Афера Томаса Крауна» мы можем наблюдать виртуозный план похищения картины. Согласитесь, сложно представить подобное в реальной жизни. Зачем же красть картины? Для обогащения? Возможности обладать уникальным предметом искусства? Или может для того, чтобы войти в историю с «идеальным похищением»? Порой на подготовку уходят месяцы, а то и годы, но иногда преступление выглядит настолько простым, что кажется сама кража шедевра не стоила особо больших усилий. Сегодня предлагаю окунуться в мир криминала и узнать о самых громких и интересных историях похищения картин.

Загадочная история Мона Лизы

21 августа 1911 года художник-реставратор зашел в Лувр, чтобы сделать копию «Джоконды». Он несколько минут стоял в оцепенении — на месте шедевра была пустая стена. Кража мировой ценности всколыхнула французскую прессу. Какие только версии о преступнике не писали в газетах — профессиональный вор, заговорщик, революционер, правительство, даже Пабло Пикассо. На поиски была брошена вся полиция Парижа во главе с сыщиком Бертильоном.

 

Потребовалось 2 года, чтобы разгадать тайну преступления и вернуть «Джоконду» на законное место. История оказалось очень романтической. Простой музейный сотрудник Винченцо Перуджи с первого взгляда был очарован Моной Лизой и решил любой ценой ею овладеть. Действительно, как не влюбиться в таинственную улыбку и дивные глаза? Возможности пришлось ждать долго. Но одним августовским днем ему улыбнулась удача. С первыми лучами солнца, как сотрудник музея, он вошел в пустой зал Лувра, снял раму, вынул холст и спокойно отправился к себе домой. Из-за больших размеров полотна и относительно невысокого роста, воришке пришлось прятать картину под обычной курткой. В этот же день Винченцо допрашивала полиция, но его рассказ о том, что он был целый день дома, показался настолько правдоподобным, что его сразу же исключили из списка подозреваемых.

Через два года Винченцо охладел и попытался продать картину владельцу флорентийской галереи «Уффици», где сразу же был пойман. Самое интересное, что грабитель столетия получил всего год и пятнадцать дней тюремного заключения. Флорентийский суд проникся его историей о том, что он действовал не из корыстных побуждений, а только из-за желания восстановить историческую справедливость и вернуть итальянцем то, что по праву должно им принадлежать. После этого «Мона Лизу» еще полгода выставляли в музеях Италии и только потом вернули во Францию. 

Одна из самых похищаемых картин Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна»

За этой работой закрепилась репутация «полотно на вынос»: ее похищали четыре раза, и во всех случаях она, как по волшебству, оказывалась на своем законном месте. Вероятно, преступников она манила из-за компактных размеров — 30x25. 

В первый раз, в 1966 году, непутевый вор, испугавших шумихи вокруг пропажи, бросил полотно на скамейке на кладбище. Во второй раз, уже в 1973, искусный похититель поместил картину в пакет, незаметно вынес из галереи и с невозмутимым видом положил ее в корзину велосипеда. Буквально через квартал его остановила полиция и вору пришлось сознаться в содеянном. В третий раз, в 1981 году, на поиски бросили всю полицию. Через несколько недель воришек задержали, а шедевр нашли в их машине. Четвертая история похожа на голливудский фильм. Преступники ворвались в галерею, разбили стеклянную крышу, бросили тросы для спуска и менее чем за 4 минуты похитили картину. В это же время зазвучала сигнализация, но до приезда полиции воры успели скрыться. Три года спустя в галерею поступил звонок от неизвестного с информацией о том, что полотно находится в камере хранения на железнодорожной станции в Германии.

 

Сегодня «Портрет Якоба де Гейна» находится в Далвичской галерее в Лондоне. Её настолько тщательно оберегают, что никто даже и не пытается совершить новую кражу.

Тайна музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне

Кражу в этом музее можно по праву считать самой крупной в истории США. 18 марта 1990 года было похищено 13 уникальных шедевров искусства общей стоимостью более 300 миллионов долларов. Преступники всё четко рассчитали, их план был реализован за 81 минуту. 

 

Около полуночи рядом с музеем Изабеллы Стюарт Гарднер остановилась красная машина. Из нее вышли двое мужчин в полицейской форме. В это время охрана музея заканчивала плановый обход и уже собиралась занять свой пост, но их остановил звонок в парадную дверь. Ричард — так звали одного из дежурных — знал, что по инструкции посторонних лиц в музей пускать нельзя, особенно ночью. Однако коп звучал настолько убедительно, что парень ничего не заподозрил и открыл дверь. Полицейский попросил взглянуть на документы, сообщил охраннику, что арестовывает его и за несколько секунд защелкнул на его руках наручники. Ричард был в недоумении и даже не пытался оказать сопротивление. Было уже поздно, когда он краем глаза увидел, что усы у копа — фальшивые. Второй охранник был также заключен в наручники. Преступники заперли сотрудников в подвале музея и приступили к работе. Воры вырезали полотна из рам, избавились от улик и всех записей с видеокамер.

 

Самые значимые из украденных шедевров: «Концерт» голландского художника Яна Вермеера, а также «Буря на Галилейском море» и «Леди и джентльмен в черном» Рембрандта. 

Прошло уже больше 30 лет, а ограбление так и не раскрыли. Все эти годы в музее на месте картин находятся пустые рамы. 

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО